История Ярославского авиаотряда и его подчиненность
За неимением законодательного документа об образовании и истории развития авиаотряда, основными источниками, на основании которых составлялся лист переименования, являются годовые отчеты по основной деятельности авиаотряда. С 1953 года авиаотряд №280 становится авиаотрядом №176 Московской авиагруппы Территориального управления Центральных районов РСФСР ГВФ. По воспоминаниям бывшего командира и старейшего авиаработника В.П. Малинина, который работал в авиаотряде с 1957 года, авиаотряд №176 включал в себя Ивановскую I эскадрилью, Ярославскую II эскадрилью, Владимирскую III эскадрилью и Костромскую IV эскадрилью. В 1957 году штаб и управление перевели в город Иваново, а в городе Ярославле осталась только II эскадрилья. Отчет по основной деятельности 1957 года подтверждает, что Ярославский авиаотряд №176 в то время именуется Ярославской II авиационной эскадрильей. В годовом отчете за 1959 год отмечено, что II авиационная эскадрилья г. Ярославля подчиняется авиаотряду №176 г. Иваново. С 1960 по 1963 годы Ярославская II авиаэскадрилья подчиняется авиаотряду №176, но в годовых отчетах не указано наименование города. На основе воспоминаний В.П. Малинина и учитывая подчиненность организации в последующие годы можно установить, что с 1957 по 1963 годы Ярославская II авиационная эскадрилья подчинялась Ивановскому авиаотряду №176 Главного управления Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР. С 1964 года Ярославская II авиационная эскадрилья подчиняется Ивановскому объединенному авиаотряду Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР. С 1967 года Ярославская II эскадрилья становится Ярославской объединенной авиаэскадрильей Московского управления СП и MB ГА. В 1969 году Ярославская объединенная авиаэскадрилья преобразуется в объединенный авиаотряд. Об этом подтверждает выписка из приказа Министра гражданской авиации Союза ССР № 012 от 02.03.69 г. В документе говорится, что на базе авиаэскадрильи легких самолетов, базирующихся в аэропорту Ярославль Московского управления СП и МВД организуется летный отряд №319 в составе 2-х авиаэскадрилий легких самолетов и организуется Ярославский объединенный авиаотряд, включив в его состав летний отряд №319 и аэропорт Ярославль. Подчиненность изменялась: - с 1971 года Ярославский объединенный авиаотряд подчиняется управлению гражданской авиации центральных районов и Арктики Министерства гражданской авиации; - с 1972 года Ярославский объединенный авиаотряд подчиняется управлению гражданской авиации Центральных районов Министерства гражданской авиации СССР. На основе положения об авиаотряде 1975 года, он осуществляет перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты, авиационные работы в других отраслях народного хозяйства, а также занимается иным обслуживанием клиентуры воздушного транспорта. Воздушная связь осуществляется с городами: Иванова, Рязань, Владимир, Тюмень, Череповец и др. Штатные расписания до 1979 года не включены в опись, в связи с тем, что они находятся в секретном отделе. С 1980 штатные расписания управленческого аппарата в связи с их рассекречиванием включены в опись. По штатному расписанию 1980 года структура управленческого аппарата состояла из следующих отделов: 1. Общее руководство 2. Планово-экономический отдел 3. Отдел организации труда и заработной платы 4. Финансовый отдел 5. Отдел кадров 6. Отдел материально-технического снабжения 7. Отдел перевозок 8. Авиационно-техническая база 9. Отдел применения авиации в народном хозяйстве 10. Отдел обеспечения ГСМ. С 1982 года планово-экономический отдел называется отделом технико-экономического планирования. Финансовый отдел с 1982 года именуется отделом бухгалтерского учета и финансовой дисциплины. В 1983 году в структуре аппарата появляется отдел по охране труда и технике безопасности. В соответствии с приказом Министерства гражданской авиации СССР № 245-ДСП от 26.10.87г. в целях обеспечения перевода предприятий объединений, организаций и управлений гражданской авиации на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с 1 января 1988 года был утвержден новый состав управлений гражданской авиации, согласно которому Ярославский объединенный авиационный отряд был преобразован в структурную единицу Управления гражданской авиации центральных районов /УГАЦ/. В соответствии с приказом командира авиаотряда № 128 от 22.07.92 «О переименовании Ярославского объединенного авиационного отряда», в связи с переводом авиаотряда со статуса структурной единицы УГАЦ на статус государственного предприятия, а также на основании регистрации Устава Ярославского авиапредприятия с 23 июля 1992 года, Ярославский объединенный авиационный отряд был переименован в Ярославское государственное авиационное предприятие воздушного транспорта, а должность «командир объединенного авиаотряда» переименована в должность «директор авиапредприятия». Предприятие стало правопреемником структурной единицы - Ярославского объединенного авиаотряда УГАЦ, юридическим лицом, госпредприятием, основанном на федеральной собственности, имело самостоятельный баланс и расчетный счет. Целью деятельности предприятия было всемерное удовлетворение граждан и предприятий в воздушных перевозках и авиационных работах с гарантией их безопасности. В соответствии со своим назначением предприятие решало следующие основные задачи: - выполняло принятый план и договора по перевозке пассажиров, багажа, почты, грузов и проведению работ по применению авиации в народном хозяйстве; - обеспечивало руководство движением воздушных судов в зоне своей ответственности; - изучало потребность рынка в авиаперевозках и авиаработах; - осуществляло капстроительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт аэродрома, аэропорта, зданий и сооружений культурно-бытовое и жилищное строительство; - открывало и закрывало постоянные и временные аэродромы; - расследовало аварии и поломки воздушных судов, участвовало в расследовании летных происшествий. В соответствии с Указом Президента РФ №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» Ярославское авиационное предприятие было преобразовано в акционерное общество открытого типа и постановлением главы администрации Ярославского района №611 от 08.12.92 года зарегистрировано как акционерное общество открытого типа «Авиация Ярославля». АООТ «Авиация Ярославля» являлось правопреемником Ярославского авиапредприятия. В связи с утверждением плана приватизации Ярославского авиапредприятия, Устава АООТ «Авиация Ярославля» и на основании распоряжения председателя комитета по управлению государственным имуществом №467 от 21.12.92 года с 1 февраля 1993 года были внесены следующие изменения в наименования предприятия и должностей: - Ярославское авиационное предприятие - акционерное общество открытого типа «Авиация Ярославля» - директор авиапредприятия «генеральный директор акционерного общества открытого типа «Авиация Ярославля» ( Приказ генерального директора №15 от 02.02.93 года «О переименовании Ярославского авиапредприятия и изменениях в связи с этим»). Происходили изменения и в структуре организации. В соответствии с приказом № 174 от 21.05.87 года «С реорганизации 319 летного отряда» в связи с уменьшением объема работ выполняемого самолетами Ан-2, были объединены авиаэскадрильи № 1 и № 2 самолетов Ан-2 и создана одна авиаэскадрилья №2; авиаэскадрилъя №4 вертолетов Ми-8 стала считаться авиаэскадрильей № 1. В соответствии с приказом №125 от 01.06.90 года с 1 августа 1990 года было ликвидировано машбюро, а машинописные работы распределены по службам Ярославского объединенного авиаотряда. В соответствии с приказом №195 от 10.09.90 года с 1 октября 1990 года была введена двухэскадрильная структура летного отряда с введения звена вертолетов Ми-8 в состав эскадрильи вертолетов Ми-2. В соответствии с приказом № 249 от 19.11.90 года «Об изменении структуры летного отряда» в связи с производственной необходимостью, изменившимися экономическими показателями отряда и введением в действие новых Нормативов труда и отдыха членов экипажей воздушных судов ГА, предусматривающих уменьшение дневной, месячной и годовой нормы налета часов, была введена следующая структура летного отряда: - 1-я авиаэскадрилья вертолетов Ми-2 в составе 4-х звеньев; - 2-я авиаэскадрилья самолетов Ан-2 временно в составе 3-х звеньев; - отдельное звено вертолетов Ми-8 в составе 10-ти экипажей. В соответствии с приказом №24 от 31.01.91 года «О создании малого авиационного предприятия «Арго» в целях совершенствования производственно-хозяйственной деятельности, повышения финансовых показателей авиаотряда путем более эффективного использования воздушных судов и личного состава и на основании постановления Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитии малых предприятий» на базе авиаотряда было создано самостоятельное хозрасчетное малое предприятие «Арго», целью которого являлось авиационное обслуживание отраслей народного хозяйства, авиаперевозки грузов и пассажиров, организация авиационного туризма, выполнение авиаработ за рубежом по контрактам с иностранными фирмами и другая производственно-коммерческая деятельность. В соответствии с приказом №29 от 08.02.91 года была создана коммерческая служба, которая подчинялась начальнику аэропорта. В соответствии с приказом №126 от 08.07.91 года в связи с резким уменьшением объемов работ, выполняемых на самолетах Ан-2 и сокращением численности экипажей Ан-2 была реорганизована авиаэскадрилья Ан-2 в отдельное звено Ан-2. В результате происшедших изменений структура авиапредприятия, согласно штатному расписанию на 01.06.92 года была следующей: 1. Руководство 2. Экономический отдел 3. Отдел бухгалтерского учета и финансов 4. Агентство 5. Служба снабжения и транспортного обеспечения 6. База эксплуатации радиотехнического оборудования и связи /БЭРТОС/ 7.? 8. Отдел эксплуатации наземных сооружений и капитального строительства /ОЭНС и КС/ 9. Коммерческий отдел 10. Отдельная команда военизированной охраны /OK BOXP/ 11. Служба движения 12. Хозяйственный отдел 13. Участок по ремонту авиационной и наземной техники 14. Авиационно-техническая база /АТБ/ - Руководство - Отдел технического контроля /OТK/ - Участок обслуживания самолетно-вертолетного парка - Участок авиационного и радиоэлектронного оборудования /А и РЭО/ - Летный отряд Авиаэскадрилья /Ми-2/ - Отдельное звено /Ми-8/ - Звено самолетов Ан-2 15. Непромышленная группа - Общежитие - Здравпункт
Источник: Государственный архив Ярославской области,группа "Ярославский объединенный отряд ГА", Всеволод Полякин, Сергей Михайлов.