В 1940 году в здании на улица Большая Фёдоровская, 62 (позже здесь находилась средняя школа №53) была сформирована военная авиационная школа штурманов и стрелков-бомбардиров (ЯВАШСБ). В школе хранились альбомы, рассказывающие об истории ЯВАШСБ, фотографии курсантов, их письма.
В годы Великой Отечественной ЯВАШевцы воевали на Крымском, Северо-Кавказском, Сталинградском, Донском фронтах, в Аджимушкайских каменоломнях.
Из 500 курсантов в 1991 году в живых оставалось 17, в 2002 году лишь 6: Филиппов Павел Максимович, Белостоков Сергей Викторович, Сельдинин Сергей Николаевич, Ефимов Николай Алексеевич, Васильев Валентин Михайлович, Федоров Алексей Варламович.
Елена Смирнова, ученица 11 "Б" класса средней школы №53 Ярославля, собрала материал о судьбе двух бывших курсантов.
Сергей Николаевич Сельдинин вспоминал, как попал в ЯВАШСБ:
"Желание летать у всех нас появилось еще в школе после перелета Чкалова, Байдукова, Белякова в Америку через Северный полюс; такой триумф советской авиации! После гибели Чкалова я написал в школьной стенгазете
Он погиб, об этом каждый знает,
Пусть погиб, но слово не умрет,
И другой пилот,
за штурвалом сидя,
Самолет героя поведет.
Этим другим пилотом каждый из нас считал себя".
Закономерно, что в один прекрасный день Сергей Сельдинин отправился с Московского вокзала Ленинграда в Ярославль на медкомиссию для поступления в школу авиационных штурманов и стрелков-бомбардиров. Поступившие жили в бывших юнкерских казармах, а на занятия ходили в 53-ю школу, где находился учебно-летный отдел. Там вдоль стены стояли авиабомбы весом от 500 грамм до 2 тонн, в конце коридора - турник для физических упражнений, в одном из кабинетов оборудована кабина самолета, под которой двигалось огромное полотно с панорамой окрестностей Ярославля, чтобы создать ощущение полета. Вообще, учеба очень напряженная и интересная. После 22 июня, перевернувшего жизнь миллионов людей, она стала еще интенсивней. Война подходила все ближе к центру России; в октябре фашистская авиация начала бомбить Ярославль. ЯВАШСБ срочно перевели в Ульяновскую область. Наконец, авиашкола окончена, курсанты получили свои первые звания, но во фронтовую авиацию не попали: нет самолетов. Молодых новоиспеченных летчиков стали готовить для высадки морским десантом на Керченский полуостров.
В мае 1942 года несостоявшиеся летчики отбивали бесконечные атаки фашистов на подступах к Керчи. Сергей Николаевич Сельдинин вспоминал один из последних боев за город. К нашим позициям прорывались два немецких танка. Орудия разбиты, и единственный способ остановить танки - поджечь бутылками с зажигательной смесью. Сергей Сельдинин попал в число троих солдат, которым поручили эту задачу. Взяв по три бутылки, они поползли под яростным огнем противника. Затаившись за обломком скалы, Сергей оглянулся и увидел, что одного из его товарищей сразила пулеметная очередь из танка. Другой кинул бутылку, поджег танк, но и сам, простреленный вражеской пулей, уронил голову. Сергея охватила беспредельная ненависть к врагу, топчущему родную землю. Он пополз к немецкому танку, достал бутылку и метнул ее, но она не долетела и, ударившись о камень, загорелась. Он подполз еще ближе, так что пули свистели над самой головой, и второй бутылкой поджег танк. Когда из горящего танка стали выпрыгивать фашисты, все они нашли смерть от его пуль. Но силы были неравные, и пришлось отходить к морю. Сергей Николаевич вспоминает, как, укрывшись на берегу в скалах, они привязали автоматы к самодельному плотику и решили с рассветом переплыть пролив. С восходом солнца над проливом послышалось гудение вражеских самолетов, начавших охоту на людей. Недалеко от их плотика разорвалась бомба, осыпав бойцов осколками. Оставшихся в живых четырех человек подобрал наш катер. "Трудно передать наш восторг, когда мы услышали русское: "Забирайся к нам, пехота", - пишет Сергей Николаевич. - Увертываясь от бомб, катер взял курс на островок в километре от берега, где нас высадили и мы побрели по пояс в воде. А катер отправился за другими тонувшими в соленой воде пролива людьми. На берегу мы прибились к зенитной роте".
Из 300 человек - курсантов ЯВАШСБ - через Керченский пролив переплыли на Кавказское побережье только 29. А затем были бои за Сталинград, в ходе которых Сергей Николаевич 10 января 1943 года получил тяжелое ранение в грудь разрывной пулей.
После войны С.Н.Сельдинин заочно закончил педагогическое училище и педагогический институт, 38 лет отдал работе в Тихорецкой школе Ленинградской области, получил звания "Отличник народного просвещения" и "Заслуженный учитель РСФСР". В одном из писем в нашу школьную группу "Поиск" он писал: "Работая, все время чувствую, что я в каком-то долгу перед погибшими братьями, друзьями, земляками, а потому стал заниматься военно-патриотическим воспитанием. Вместе с учениками создал в школе музей боевой славы".
Другой бывший курсант ЯВАШСБ Алексей Варламович Федоров с марта 1942 года воевал на Юго-Западном фронте в районе Харькова. Части их 9-й армии попали в окружение. 16 июля 1942 года при попытке вырваться из кольца Федоров был захвачен в плен. Он пробыл в плену до 28 января 1945 года, когда бежал и до конца войны сражался в составе партизанского отряда на территории Чехословакии. Войну закончил в Праге, куда вступил их партизанский отряд. В мирное время А.В.Федоров тоже стал учителем и проработал в школе 30 лет.
В мае 2004-го года наша поисковая группа ездила в Ленинград на встречу с бывшими курсантами ЯВАШСБ. Мы увидели пожилых людей с добрыми лицами и открытой душой, полных оптимизма и жизненной энергии. Трудно поверить, что они совсем молодыми юношами прошли самую кровопролитную и страшную в истории человечества войну, не потеряв веру и интерес к жизни. А мы, в свою очередь, гордимся, что в летописи нашей школы есть такая славная и героическая страница. Хорошо и убедительно написал об этом С.Н.Сельдинин: "Сейчас часто вспоминаю прожитую жизнь. Голубой полосой в ней была ЯВАШСБ. А вы своим лучиком освещаете эту голубую полосу. Все мы прошли войну. Много у каждого друзей, но таких, как ЯВАШевцы, ни у кого больше не было. У нас есть уговор встречаться в День Победы до тех пор, пока в живых останется хоть один ЯВАШевец". А мы должны продолжить свою работу, чтобы не прерывалась связь поколений.