Карачиха история

Первый первомай. Групповые полеты

Начало ХХI века Советская авиация
Обилен событиями был май 1935 года. В чудесное утро 1 мая аэроклуб торжественно отметил свой первый первомай. В дымчатых костюмах с золотыми трафаретами на рукавах прошли лётчики и учлеты по праздничным улицам и площадям Ярославля. На тысячеметровой высоте в 10 часов утра над 100-тысячным людским потоком ярославцев пролетала четвёрка самолётов аэроклуба: «Волгострой» (ведущий И. Лукьянов), «Ярославский электрик», «Носов», «Автозавод №3». Самолёты прошли до Волгостроя и обратно, шли сомкнутым строем…
25 мая 1935 г. отмечала 30-ти летие со дня организации первых Советов в Иваново-Вознесенске. В этот Знаменательный день лётчики аэроклуба бросали листовки над колыбелью Советов с приветствиями от ярославских трудящихся. Рабочие Резино-асбестового комбината, Волгостроя, «Красного Перекопа» тепло поздравили славный рабочий класс областного центра, своими революционными традициями много способствовавший победе революционного движения в России.
29 мая в театре имени Ф. Г.Волкова проходила 2-ая Конференция членов аэроклуба. Среди 900 человек присутствовавших на Конференции находились секретарь ГК ВКП(б) Нефёдов, директоры предприятий, городской комсомольский и осоавиахимовский активы.Участники конференции поддержали предложение представителя «Ивпромстроя» товарища Коновалова о приобретении для аэроклуба 3-х новых самолётов. В заключение для делегатов был показан спектакль «Поднятая целина» (по повести М. Шолохова).
30 мая самолёты и авиамоделисты аэроклуба приняли участие в большом весеннем празднике школьников на площади им. Челюскинцев (теперь Детский ботанический сад). На площади состоялся парад 10000 учащихся Ярославля.
Основная лётная работа аэроклуба началась с июня. Курсанты-пилоты были выведены в лагерь. На аэродроме вырос полотняный городок. Одновременно началась работа по подготовке планеристов и парашютистов.
3 июня на аэродроме проходили практические испытания парашютистов. Прыжки открыл своим 34-м прыжком инструктор-парашютист П. Писарев. Среди совершивших первые прыжки с парашютом были пилот Зоя Шитенева и заместитель секретаря Приволжского РК ВЛКСМ Эльза Янсон. Они были первыми парашютистками аэроклуба. Особенно широкий размах прыжки приняли в июле месяце, когда в работу включились кружки «Красного Перекопа», ЯЭМЗ, «Возрождение», СК-1 и других предприятий. В первой декаде июля совершил свой первый прыжок рабочий СК-1 – Павел Молчанов, ставший в 1938 г. инструктором-парашютистом аэроклуба. Наряду с учебной работой аэроклуб проводил массовые мероприятия.
Большое массовое гуляние трудящихся организовал аэроклуб в выходной день 6 июня 1935 года. Массовка началась в 11 часов дня показом полётов авиамоделей, затем продемонстрировали свои достижения на планерах – начальник планерной станции - В. Ф. Кондратьев и инструктор-планерист Я. И. Тимохин. В след за планеристами начальник лётной части – И. А. Якушенко показал пилотаж. Выпускники-пилоты и парашютисты – Писарев, Янсон, Гусев выполняли показные полёты т парашютные прыжки с высоты 800 м; производилось катание ударников города. На зелёном ковре аэродрома происходила массовая сдача норм ГТО, спортивные игры и танцы. Праздник обслуживали 2 духовых оркестра и 10 буфетов. Замечательно весело и полезно провели ярославцы в этот день. 29 июня второй набор пилотов начал учебные полёты. В голубой океан впервые в соей жизни поднялись рабочие автозавода – Иванов, Старцев, Петухова, Рыбакова; рабочие ЯПРЗ – Калмыков, Воробьёв и другие. Всего воздушное «крещение» в этот день получили 12 молодых производственников Ярославля.

2 июля авиамоделисты и самолёты аэроклуба участвовали на открытии осоавиахимовских лагерей близ деревни Парково (у Ляпино). 
Вечером 14 июля в день физкультурника аэроклуб участвовал в 15-тысячном параде спортсменов, происходившем на Советской площади. За коллективом фабрики «Свободный труд» ярко-синей колонной прошли лётчики, планеристы, парашютисты аэроклуба, готовые к труду и Защите Родины.
В 6 часов вечера, приветствуя демонстрантов, над площадью появились самолёты У-2. Учащиеся Ярославля тёплой овацией ответили на визит своих крылатых товарищей и вчерашних школьников.
16 июля хозяевами зелёного лётного поля сделались строители «малой авиации», собравшиеся на II-е Городские авиамодельные соревнования. Лучшие модели были отобраны для участия в областном слёте юных авиамоделистов.
11-12 августа 1935 года во время Городской спартакиады призывников лётчики аэроклуба катали на самолётах лучших призывников-ударников.
Приближался традиционный народный праздник – День воздушного флота СССР. Окрепшим, выросшим приходил Ярославский аэроклуб к своему светлому дню. На третьем году жизни расширился размах спортивной работы, укрепилась материальная база, значительно выросло методическое и лётное мастерство, выросли люди. Аэроклуб располагал самолётами У-2 и одним самолётом Ш-2 (амфибия), принадлежавшими РАК, Волгострою, Автозаводу, ЯЭМЗ, Промкооперации,Тормозному заводу. Четыре парашюта приобрели РАК, СК-1 и Тормозной завод. Аэроклуб насчитывал 30000 членов клуба и 58 юридических членов (т.е. предприятий).
К Дню Авиации трудящиеся Ярославля открыли 2 парашютные вышки – на Красном Перекопе (в парке) и на площади Труда (стадион «Динамо»).
 Материал подготовлен к публикации: А.В. Серов, Т.И. Клопышкиной и А.В. Клопышкиным.