Ярославль, имеющий не только большой промышленный потенциал, но и являющийся важнейшим транспортным узлом страны, с первых месяцев войны стал мишенью противника. В 1941–1943 гг. Ярославль неоднократно подвергался налетам вражеской авиации; наиболее частыми они были во время битвы за Москву. В городе была введена обязательная светомаскировка, подготовлены бомбоубежища. Первый авиационный налет на Ярославль произошел 6 ноября 1941 г. – 13 бомбардировщиков сбросили 97 фугасных бомб. За 1941– 1943 гг. 202 самолёта противника совершили 24 налёта на город, сбросив 946 фугасных и 2380 зажигательных авиабомб. В результате были полностью уничтожены 51 производственный цех, 235 жилых домов и 32 барака; 335 человек погибли, 983 человека были ранены. Основной удар фашистов был направлен на Ярославский шинный завод и железнодорожный мост через Волгу. В результате атаки фашистской авиации в ночь с 9 на 10 июня 1943 г. завод был выведен из строя, но благодаря героическому, слаженному труду ярославцев через 3 месяца предприятие возобновило свою работу. Всего в ходе этого массированного налета на Ярославль было сброшено 1,5 тыс. авиационных бомб общим весом 190 тонн. В новом налете в ночь с 20 на 21 июня 1943 г. 88 самолетов противника сбросили только на Ярославский шинный завод 130 тонн бомб. Было разрушено пять цехов завода синтетического каучука, четыре цеха асбестового завода и три цеха регенераторного завода, жилые дома. За два июньских налета на город был убит 301 человек, более 600 жителей ранено, а разрушения коснулись всех районов Ярославля. За эти два налета на город немцы потеряли 12 воздушных машин, четыре из которых уничтожили наши истребители, семь – зенитчики, а один самолет столкнулся с тросом аэростата. Первым на защиту ярославского неба от фашистских стервятников встал 201-й зенитный артиллерийский полк (ЗАП ПВО), сформированный в августе 1941 г. и вошедший в состав Рыбинско-Ярославского дивизионного района противовоздушной обороны и 80-ю дивизию ПВО. Полк формировался в основном из ярославцев, половина из них были 8 молодые девушки. Зенитные батареи дислоцировались в местах вероятных бомбардировок, откуда удобно было оборонять объекты и уничтожать фашистские самолеты. Батареи орудий стояли вокруг ЯрГРЭС, по обоим берегам Волги в районе железнодорожного моста, вокруг крупных военных предприятий: тормозного, шинного заводов, СК, нефтебазы, резинокомбината и др. На крышах зданий, вокзалов, возвышенностях дежурили посты прожектористов. На дальних подступах к городу было создано кольцо наблюдательных пунктов. На аэродромах в землянках, вырытых рядом со стоянками самолетов, жили летчики-истребители, они поочередно дежурили в кабинах своих «ястребков», чтобы по первой команде взмыть в небо и «встретить» вражеские самолеты. В небе над Ярославлем 31 мая 1942 г. совершил свой подвиг легендарный летчик Амет-хан Султан, который в воздушном бою протаранил вражеский самолет. В последующих боях он сбил еще 32 самолета противника и был дважды удостоен звания Героя Советского Союза. В Ярославле, в районе Заволжья, где отважный летчик принял бой с фашистским Ю-88, поставлен памятник Амет-хану Султану. В дальнейшем 201-й ЗАП ПВО, сформированный в Ярославле, несколько раз менял номера и дислокацию, в составе 3-го Белорусского фронта освобождал от фашистов Литву и Польшу. Под постоянным прицелом фашистской авиации находилась железная дорога. Только за октябрь 1941 г. на неё было совершенно 110 групповых и одиночных налётов. Стратегически важным объектом являлся железнодорожный мост через Волгу в Ярославле, за которым фашистские стервятники вели настоящую «охоту». Достичь своей цели – уничтожить стратегически важные объекты, имеющие огромное значение для обороны страны, врагу не удалось. Осенью 1941 г. по личному приказу И.В. Сталина в Ярославль были направлены 4 авиационных полка противовоздушной обороны, пополнившие свои ряды в Ярославле из числа мобилизованных жителей. Всего силами ПВО и авиации над территорией области было сбито 27 самолётов противника. Мост через Волгу, как важнейшая коммуникация, связывающая Москву с северо-западными и восточными районами страны, удалось сохранить, и он работал с полной нагрузкой на нужды фронта. На случай его разрушения ярославцы вместе с военными соорудили понтонный деревянный мост-дублёр, который, по некоторым оценкам специалистов, играл также роль «отвлекающего маневра», «запутывая» цели вражеских бомбардировщиков. Защите города от налетов фашистской авиации способствовали организованность населения, четкое руководство, смелые и грамотные действия отрядов и групп самообороны. 3 июля 1941 г. Ярославским горисполкомом было принято решение № 20 «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Такие группы создавались на предприятиях, в учреждениях, в жилых домах. Члены групп оповещали жителей города о воздушной опасности, оказывали помощь при ликвидации последствий воздушных налетов. В группы самозащиты привлекались в обязательном порядке мужское население в возрасте от 16 до 60 лет и женское население от 18 до 50 лет. 16 июля 1941 г. приказом № 5 по Ярославскому областному отделу коммунального хозяйства в Ярославле на базе областного строительного треста был создан аварийно-восстановительный батальон (АВБ). В его задачи входило быстрое восстановление городских коммуникаций: водопровода, связи, дорог, мостов, транспорта и т.д., а также объектов жилья, больниц, школ и т.д. Согласно решению горисполкома № 22 от 19 июля 9 1941 г. за счет средств домоуправлений в строгом соответствии с утвержденными проектами и под контролем городского штаба МПВО в Ярославле были осуществлены работы по устройству бомбоубежищ и временных укрытий. В целях быстрого патрулирования пожарных дозоров по улицам Ярославля в случае воздушной тревоги согласно решению горисполкома от 28 июля 1941 г. противопожарной службе МПВО города и районов были выделены велосипеды.