В ночь с 11 на 12 февраля 1943 года, в километре северо-восточнее села Никульское (Переславский район Дубровицкий сельский округ Ярославской области), произошла авиакатастрофа самолета ДБ-3. С тяжелым планером на буксире учебный полет совершал экипаж 2-го учебного авиационного планерного полка воздушно-десантных войск Красной Армии.
Авиачасть базировалась на одном из аэродромов северо-восточнее Москвы. Готовились к выполнению задания по доставке на планерах и парашютах вооружения и боеприпасов партизанам. В целях тренировки производили полеты и днем и ночью. Экипаж командира звена, капитанаа Афиногена Ивановича Суятина в составе: штурман, старший лейтенант Матвей Кузьмич Бабанко, контролирующий штурман, капитан Сергей Васильевич Крюков и бортрадист А. Попенко вылетел в 22.00 по московскому времени. На подлете к Ярославлю встретили сильный антициклон - снегопад и ветер до урагана. Экипаж планер отцепил, он успешно сел на торфоразработках в районе станции Берендеево. Небольшой остаток топлива, аэродром не найти, видимость нулевая - приняли решение садится на вынужденную. От удара о землю самолет разрушился. Три члена экипажа погибли на месте. Выжил, получив ушиб головы, бортрадист А. Попенко.
Воспоминания А. Попенко спустя 25 лет после катастрофы.
… В начале полёта всё шло нормально, стояла ясная морозная ночь. Однако при подлёте к Ярославлю попали в сильный антициклон. Мы продолжали лететь в сплошной облачности со снегопадом и сильным ветром. Не стало видно ни неба, ни земли. Лётчик планера, потеряв из вида наш самолёт, отцепился и пошёл на вынужденную посадку. Потом я узнал, что он благополучно приземлился на торфоразработках в районе станции Берендеево. В баках самолёта не оставалось бензина. Надо было садиться. Погода разбушевалась до урагана, и мы поняли, что аэродрома не найти. Самолёт снижался в кромешной тьме. Через какое-то время последовал сильный толчок, удар... Очнувшись, я вылез из-под обломков самолёта, отыскал в снегу погибших товарищей, прикрыл их парашютом, а сам, чтобы не замёрзнуть, стал ходить то в одну, то в другую сторону. Так и вышел к селу Никульское что-то около пяти часов утра. Жители села меня приютили и оказали необходимую помощь.
Командир звена, капитан Афиноген Иванович Суятин родился 2 января 1911 года в городе Кизел. Молотовской (Пермской) области. В Советской армии с 19 сентября 1934 года. Был призван на службу Свердловским ОВК, Свердловской области. Окончил военную школу летчиков. Место службы: 2-й учебный авиационный планерный полк воздушно-десантных войск Красной Армии, 1-я отдельная авиационная эскадрилья особого назначения. Участвовал в боях на юго-западном фронте. Имеел 4 боевых вылета на самолете ДБ-3 по бомбежке немецких войск и переправ в районе г. Каховка. Несмотря на неоднократные налеты вражеских истребителей на его самолет, рискуя жизнью - боевые задания выполнял отлично. Разбомбил колонну автомашин с войсками противника в количестве 15 автомашин. В сложных метеоусловиях на самолете ДБ-3 с планером дважды отлично выполнил в ноябре 1942 года специальное срочное задание генерального Штаба Красной Армии по доставки вооружения для действующей армии в районе Сталинграда. Был дважды награжден орденом Красной Звезды.
Штурман, старший лейтенант Матвей Кузьмич Бабанко родился 10 августа 1910 года в селе Белое Красногвардейского района Адыгейской автономной области Краснодарского края. В Советской армии с ноября 1932 года. Окончил Чкаловское военное авиаучилище в 1939 году.
Место службы: 2-й учебный авиационный планерный полк воздушно-десантных войск Красной Армии,51-й дальне-бомбардировочный авиационный полк, 26-й гвардейский кавалерийский полк 7 гвардейской кавалерийской дивизии.
Контролирующий штурман, капитан Сергей Васильевич Крюков родился 25 сентября1909 года в городе Иваново. В Советской армии с 5 июня 1932 года. Окончил военную школу летчиков в 1936 году.
Место службы : 2-й учебный авиационный планерный полк воздушно-десантных войск Красной Армии, 7-й воздушно-десантный корпус, 90-й дальне-бомбардировочный авиационный полк.
Р/S
На предполагаемом месте падения самолета установлен обелиск, но летчкам погибшим в августе 1942 года. Судя по свежему венку за памятником ухаживает компания Газпром Трансгаз Ухта.
.
Материал подготовили: А.В. Серов,О.В. Тювина
Портал: Память народа, Музей-усадьба Ганшиных..