Туношна история

Как Су-9 упал на военный городок Туношна

Советская авиация

Вспоминает Олег Выдренок, около двух лет прослуживший на аэродроме Туношна. 

Туношна, год уже не помню — где-то 76, а может и 75, август, ночь СМУ (сложные метеоусловия), ночные полёты, курс взлёта и посадки 234, время где-то 22.00.
   Днём был облётан самолёт, который был в ТЭЧи на каких-то регламентах. Следующий вылет на этом самолёте - ночью в зону в облаках.
   Полетел на нём Слава Абрамов, тогда ещё капитан. Запустил, вырулил. На ВПП включил форсаж, побежал. Поднял нос, отрыв – тут надо ручку брать прилично, чтобы тангаж был где-то 20-25 градусов, зимой ещё больше, т.к. нарастание скорости идёт очень быстро, могут не успеть убраться шасси, потом много мороки – гасить скорость менее 550, только тогда уберутся шасси.
   Слава тянет ручку на себя и вдруг видит, что самолёт после отрыва колёс от ВПП, вместе с увеличением тангажа начинает энергично увеличивать левый крен, как будто выполняет «Боевой через плечо». Никакие попытки остановить переворот самолёта на спину не удаются и Слава, увидев под собой уже в крене 90 градусов рулёжку, дёргает ручки.
   Как сам рассказывал – между хлопком от раскрытия купола до касания ногами травы – секунды 2, может меньше. Как сам говорил: - «Удар от раскрытия и через пару секунд - удар ногами о землю. Слышу – рёв форсажа и сразу же за деревьями взрыв, пламя, дым, а дальше тишина».
  Ощупал ноги, себя – всё цело, всё на месте. Произемлился между полосой и ЦЗ  (центр заправки)- до ЦЗ всего-то метров 150-200, до РСП – 100-150. Начал зачем-то собирать купол парашюта. Темно, запутался в стропах. Еле собрал его. А сам видит, что на ЦЗ и у высотного домика паника – громкая орёт, люди бегают, пожарка сорвалась и с рёвом в городок (а он прямо за деревьями).
   Пошёл на ЦЗ, благо всё рядом. На краю ЦЗ оставил парашют, снял ЗШ (защитный шлем), направился в высотку.
   Навстречу ему по ЦЗ от высотного домика полковая санитарка с доктором. Поднял руку, попытался остановить её, но она на большой скорости вильнула от него и помчалась в городок. Пока дошёл до высотного, весь народ разбежался, никого нет.
Реактивный самолет Су-9

В классе предполётных указаний никого нет, одна официантка Катька, привезла второй ужин. Говорит ему: « Все куда-то сорвались и убежали, а я что, ждать их должна? Садись, Слава, хоть тебя покормлю». Но тот пошёл к громкой связи, чтобы доложиться.
А по громкой – не вклиниться! Но всё-таки попытался доложить: «Это я, капитан А….ов, у меня всё нормально, что мне сейчас надо дальше делать-то?» Но его быстро и далеко послали, не разбираясь.
   Он ещё раз попытался доложить, что у него всё нормально и он сейчас в высотном домике. Его опять оборвали в жёсткой форме. Слава обиделся и пошёл в столовую на второй ужин. Рассказал Катьке, как он только что катапультировался, а его по громкой послали. Сидит ест, а Катька пошла звонить в столовую и на СКП, чтобы узнать, что же её делать-то, ведь полётов что-то нет и лётчиков тоже нет? А ей ещё везти второй ужин для РП (руководителя полетов) на СКП.
   В это время РП по громкой вызывает класс предполётных указаний, а там, кроме Катьки, нет никого. Она отвечает, что здесь никого нет, только один А….ов сидит в столовой и кушает. Долгое молчание, потом РП спрашивает Катьку: «Не обманываешь? Ну-ка позови его на "соску!"
   Вот тут всё и разъяснилось, у всех свалился груз с души – ЖИВОЙ!
   А Су-9, после того, как его покинул лётчик, перевернулся на спину, выписал дугу к земле и на форсаже упал прямо на окраину городка в 30 метрах от Дома офицеров прямо в общественный туалет. Благо там никого не было.
А в Доме офицеров в это время шёл фильм «Кавказская пленница». Грохнуло сильно, ДО  тряхнуло, повылетали стёкла, началась паника, думали, что горит сам Дом офицеров. Понабежало уйма народа, весь городок, бабы в плач(!), никто ничего не знает, почему упал самолёт, есть ли там лётчик, кто это? Санитарка, пожарки, а из ямы только крылья торчат и хвост и всё горит. Потом узнали, что лётчик прыгнул, живой, уже стало легче.
   Задняя часть самолёта осталась почти совсем не пострадавшая и причина «боевого-через-плечо» на взлёте сразу стала ясна. На левом стабилизаторе оказалась отсоединена тяга гидроусилителя, что-то в ТЭЧи не до конца доделали и не законтрили. Полёт днём на облет прошёл нормально, но что-то там открутилось, а ночью на взлёте после взятия ручки на себя носок левого стабилизатора ушёл вниз на кабрирование, образовались «ножницы» - далее левое вращение с набором высоты. Как потом рассчитали всю траэкторию полёта самолёта от отрыва до входа в землю, оказалось, что у Абрамова был интервал покидания самолёта всего 0.2 секунды. Для покидания Су-9 по креслу необходимы два условия – скорость более 130 и высота не менее 30. Все эти условия, учитывая переворот самолёта, создались всего на 0.2 секунды и Слава ими воспользовался. Раньше бы прыгнул – высоты не хватило, позже – катапультировался бы в землю.
   Вот такие случайности бывают в жизни.
   А уличный туалет после этого так и не восстановили…
Взлёт Су-9 был с того, дальнего конца ВПП, отрыв, уход от полосы левым «через плечо», падение на окраину городка.

Воспоминания очевидцев:
Игорь Сандраков
В это время я был школьником. Фильм который был в клубе , "Последний гайдук", меня не пустили родители , потому, что поздний сеанс. Сидел дома читал книжку, потом дом тряхануло сильно . Только утром увидел хвост Су-9 торчащий из земли в центре треугольника Клуб-Детский сад -Телефонная станция.
Сергей
Все так и было. Служил в Туношне с 1991 по 1994, слышал об этом случае. От очевидцев в том числе, которые фильм в ГДО смотрели, а вывалив на улицу увидели торчащий из земли киль сушки.
Aist
Фамилия лётчика Абрамов. Зачем замалчивать? Как лётчик он поступил профессионально. Что касается разбившегося самолёта, вины ТЭЧ нет. Самолёт прибыл в полк после АРП, в ТЭЧ было техническое изучение в перечен которого не входил осмотр отказавшего гидроусилителя и отсутствие контровки на нём обнаружено не было. Далее облёт и случилось то, что случилось. На снимке аэродром наших дней с удинённой полосой до трёх тысяч метров.

Материал с разрешения автора опубликовал А.В. Серов
Ссылка на первоисточник: 
Литературный салон "Авиатор" Воспоминания старого "Гончего пса". Часть 6