Общая история

О первом публичном полете аэроплана в Ярославле

Начало ХХ века

Первый публичный полет над Ярославлем совершил пионер российской авиации Павел Андрианович Кузнецов. Это произошло вечером 6 июля 1911 года.

Изначально демонстрационный полет на французском самолете "Блерио-XI" был запланирован на 12 июня 1911 года, но по разным причинам дата полета несколько раз переносилась. Авиашоу состоялось спустя три недели. На радость ярославской публике белокрылый самолет Кузнецова все-таки поднялся в воздух с Которосльной набережной. На высоте от 20 до 40 метров он кружил над центром Ярославля несколько минут и успешно приземлился.

Павел Андрианович Кузнецов (1875–1963)

Газета "Голос", №153 от 9 (22) июля 1911 года. Автор: С. Кан.
Полетелъ.
I
6 июля г. Кузнецов полетел. Это был первый публичный полет авиатора в Ярославле.
До сих пор ярославцы с авиацией знакомы были только по газетам. Читали, что люди летают по воздуху, но как они летают, этого видеть не приходилось. Г. Кузнецов приехал в Ярославль, привез с собой аэроплан и объявил:
- Полечу.
Но полететь ему по разным причинам не удавалась. Причины, как говорят, не зависящие от авиатора. Полеты назначались и откладывались. Вновь назначались и опять откладывались. Это создало невыгодное для авиатора мнение публики. По этому вопросу циркулировали всевозможные слухи. Многие рассуждали так:
- Заплачены тебе деньги, значит лети. Что? Погода? Ветер? Ничего не знаем. Получил с нас деньги, и мы в полном своем праве. Лети!
Но г. Кузнецов не летел. Как он себя чувствовал – это вопрос другой.
II
6 июля, опять объявляется о полете. На Богоявленской площади и у строящегося тетра на столбах большие плакаты: «Сегодня полет в 8 ч. вечера». В воскресенье с этим плакатом вышло некоторое недоразумение. Вывесили плакаты. Не прошло и 10 мин. после этого, на Богоявленской площади, на извозчике, появляется пристав. Подзывает городового и указывает что-то на плакате. Появляются еще городовые. Засуетились. Тащат лестницу. Плакат снимается. Также, говорят, плакат был снят и у Власьевской церкви. Скоро плакаты были повешены опять.
7 ч. вечера. Рождественка и сонная Киселюха сегодня опять оживлены. К Пятницкому полю направляется масса народа. Идут, едут в собственных экипажах и извощичьих, велосипедах; вагоны трамвая набиты, как говорится, битком. Обывательницы Киселюхи, Мышкинской и др. соседних улиц опять сосредоточили все свое внимание на идущих и едущих.
- Сегодня у нас словно праздник, - говорит стоящая у ворот чумазая обывательница Киселюхи своей соседке, - ишь сколько-народу-то прет. Это все на летальщика смотреть.
- Словно крестной ход, - добавила соседка, вытирая грязным подолом нос.
По Мышкинской улице публик направляется к полю. На крыши домов, на заборы, забираются бесплатные зрители. Масса таких же зрителей стоят на лугу, к церкви Пятницы Всполье, на откосе железнодорожной насыпи и по берегу Которостли. В удобных местечках расположились торговцы квасом и разной мелочью. В конце улицы касса. У распорядителей и контролеров на груди золотые бантики.
- Николай Григорьевич, куда ты? - спрашивает какой-то мастеровой проходящего мимо другого мастерового.
- А туда, на полетчика смотреть, - кивает на забор «Николай Григорьевич».
- Полно, вставай здесь. Все равно увидишь, чего четвертак-то тратить. Лучше парочку пивца за здоровье еропланщика после выпьем.
Рабочий отмахивается и идет к забору.
III
Аэродром. Ветер колеблет флаги. Публики очень много. Самых разных званий и профессий: врачи, купцы, духовные, военные, приказчики, чиновники, рабочие, прислуга. Место спуска аэроплана обозначено белыми флажками и залито известью. У ангара толпятся офицеры и подходит публика первых мест. Городовые просят публику не напирать.
Народу все пребывает. Мелькают наряды дам. По полю стелется гул голосов. Слышны смех, шутки и ругань.
- Пойдем, мама, - говорит девица стоящей с ней женщине, не полетит ведь…
- Да ну тебя к черту, - огрызнулась «мама», - не полетит, как это не полетит, полтинник-то зря штоли мы отдали?! Полетит.
- Летит, летит, тетка… вон смотри, - шутит мужик, стоящий рядом.
- Где?
- Вон, ворона.
- Ха, ха, ха… - смеются довольные шуткой.
8 час. вечера. Кузнецов одет в свой авиационный костюм. Делаются последние приготовления. Осматривается аппарат. Публику просят отойти от ангара.
- Разбег делай больше, - предупреждает механик авиатора.
- Положи ты свою лошадь, - говорит офицер ведущему в поводу лошадь солдату.  
- Не лежит вашескородие.
От ангара по полю покатили аппарат. Машут оранжевым флагом.
- Полет состоится!
Рядом с аэропланом идет Кузнецов. Многие наводят свои бинокли. Улыбающиеся лица.
- Бедный, как он вероятно волнуется, - говорит одна барышня.
- Ой, как страшно, - говорит другая.
Напряженное внимание всех. Все смотрят по одному направлению, на распростертые белые крылья «Блерио».
Механик вертит винт. Мотор пущен. Завертелся пропеллер. Аппарат срывается с места и бежит по полю. Неровная, кочковатая поверхность заставляет его нырять на бегу. Аппарат взвивается и летит. Стучит мотор. Кузнецов не рискует подниматься на большую высоту. Летит 20-30 и 40 метров. Делает красивые повороты. Публика аплодирует. Случай при спуске вызвал у большинства испуг. Но все благополучно. Авиатор невредим. Машут синим флагом.
- Полет окончен.
- Не полетит что ли, Блерия-то? – спрашивает один мужчина.
- Нельзя больше. Машина поломалась.
Аппарат ведут к ангару. Ангар моментально окружается публикой. Давка. Городовые ничего не могут поделать. Едут конные стражники и начинают отгонять народ от ангара. Толпа шарахается в разные стороны. Визг, крик, шум. Шумно носятся мальчишки.
Авиатор уезжает. Напряжение последних дней его сильно утомило.
С Которостльного берега слышны песни идущих солдат. Играет музыка. С насыпи раздаются поминутные свистки идущего поезда. По разным направлениям рассыпалась уходящая с поля публика. Полет комментируется на все лады.



Павел Андрианович Кузнецов - уроженец села Лукина Поляна Пензенской губернии, был преуспевающим техником-строителем. Техническое образование получил в Пензенском техническом железнодорожном училище. Будучи в Москве осенью 1909 года, был потрясен полетами французского авиатора Леганье. Павел Андрианович бросил работу и уехал в Париж. Имеющихся у него средств вполне хватало на покупку аэроплана и оплату обучения в одной из французских авиашкол. В Париже П.А. Кузнецов заказал себе лучший на тот момент аэроплан «Блерио-XI». Но у заказов у Блерио было много, небольшая авиамастерская едва справлялась с их выполнением. Ждать аэроплан, а затем и свою очередь на обучение – долго. Ждать мочи нет! И Павел Андрианович параллельно поступил в школу Фармана, там учили летать на принадлежавших школе аппаратах. Пока шло обучение у Фармана, был построен заказанный у Блерио аэроплан, и Кузнецов смог учиться одновременно в двух школах. Благо они обе базировались на аэродроме в Мурмелоне. В школе Фармана его учителями были сам Фарман и Ефимов, а в школе Блерио – известный авиатор и будущий авиаконструктор Моран.
Завершив обучение, П.А. Кузнецов экзамен держать не стал, а вернулся в Россию. В 1910 году он участвовал в авиационном празднике воздухоплавания в Москве. А затем по приглашению президента Одесского аэроклуба А.А. Анатра уехал в Одессу, где в начале августа 1910 года сдал экзамен на звание пилота-авиатора (диплом №4 О.А.-К. вручен 16.11.1910) и стал преподавателем в офицерской авиашколе, действующей при Одесском аэроклубе. Судя по датам публикаций, первыми его учениками были одессит Абрам Райгородский и подпоручик Х.Ф. Стаматьев – начальник Военной школы авиации О.А.-К. Там же, в Одессе, Павел Андреевич написал и издал две книги: первый учебник пилотирования – «Обучение летанию на аэроплане» (1910–1911) и техническое «Описание аэроплана Блерио №11» (1911).
Но зарплата инструктора не очень высока. И уже в августе 1910 года авиатор начал разъезжать по городам России с демонстрационными полетами, выступал с лекциями о развитии воздухоплавания. Эти платные лекции и аэрошоу начала века были основным источником дохода первых авиаторов. И надо заметить, источником доходов весьма немалых. Посмотреть, как люди летают, публика валила валом! Нескольких выступлений в разных городах с лихвой хватало и на безбедную жизнь, и на покупку нового аэроплана.
Журнал «Одесские новости» №8310 за вторник, 4(17) января 1911 года (стр. 5), писал: «Пилоту-авиатору одесского аэроклуба П. Кузнецову, как нам сообщают, выдана грамота на звание пилота Всероссийским аэроклубом в Петербурге. Таким образом, в настоящее время звание пилотов-авиаторов Всероссийского аэроклуба имеют пока четыре человека гг. Сегно, Уточкин, барон Крум и Кузнецов. Авиатор Кузнецов предпринял поездку по городам России, где будет читать лекции по воздухоплаванию. Такие лекции прочитаны уже им во Пскове, Двинске и Ковно».

Источники: 
"Родная газета" № 9(304), 01.06.2011г.,  автор - Александр Соловьев, Санкт-Петербург.  
Кисловодский историко-краеведческий музей «Крепость» 
Интернет-портал Архивной службы Ярославской области

Материал к публикации подготовил А.В. Серов