Общая история

Канаев Александр Андреевич

Советская авиация
Александр Андреевич Канаев родился 7 ноября 1917 года в селе Бабурино Плавского района Тульской области. С 1925 по 1930 год учился в сельской школе. Окончил четыре класса с оценкой «очень хорошо». С 1930 года учился в школах городов: Москва, Плавск и села Ляпушовка. С апреля 1935 года (18 лет) работал статистом в Плавском райпотребсоюзе. В октябре 1935 года в команду спецслужб УПО НКВД города Москва на различных должностях до 1938 года.
В конце 1937 года поступил учиться в Киевский аэроклуб города Москва, назначен старшиной отряда. По окончании присвоено звание старшего пилота запаса. В октябре 1938 года призван в Красную Армию. Назначен в ШМАСС (школа младших авиационных специалистов связи), был командиром взвода стрелков-радистов. Принимал участие в событиях на реке Халхин-Гол. В апреле 1940 года (в 23 года) поступил учиться в истребительную школу пилотов в городе Чита. Назначен старшиной отряда и помощником командира взвода. В июне 1941 года окончил школу, присвоено звание старшего сержанта.
Из автобиографии Александра Андреевича:    
…  В 1942 году прохожу службу в городе Улан-Удэ командиром звена, присвоено звание младший лейтенант. В ноябре 1942 года перегоняю группу самолетов в подарок монгольскому народу. Перегоняли самолеты истребители по апрель 1943 года.
9 августа 1945 года началась война с Японией. 60 км от границы Монголии на аэродром посадили целое соединение. С этой точки летали в разведку через хребет Хинган. В воздухе находились до трех часов. 20 августа 1945 года награжден орденом Красной Звезды. 12 сентября 1945 года прилетели в Читу, начали жить мирно.  29 октября 1945 года присвоено звание лейтенант. 17 марта 1946 года получил медаль «За победу над Японией».
В октябре 1946 в городе Новосибирске выполняли правительственное задание по испытанию нового самолета истребителя, выполнил на ней 45 полетов. В 1947 году готовился к перебазированию из Монголии в Советский Союз. Летел на Як-3, вел на новое место четыре истребителя на аэродром в Борзю.  
Август 1948 года – веду группу Марксо-Ленинской подготовки офицерского состава. «Советский офицер должен думать, и много, без этого нельзя достичь высоких показателей в боевой подготовке и дисциплине»… В октябре 1949 года Александр Андреевич Указом президиума Верховного совета СССР награжден медалью «За боевые услуги». Работает заместителем командира эскадрильи на аэродроме Борзя. Выпускает в небо молодых летчиков. Полеты на спарке по кругу, в зону, на воздушный бой, на стрельбу. В ноябре 1951 года утвержден в должности командира авиаэскадрильи.   
Из воспоминания родственников Александра Андреевича:
После окончания Великой Отечественной войны, в 1952 году с дедушкой произошел трагический случай на земле. Как он сам писал об этом в дневнике «Это самый идиотский случай, когда летчики гибнут на земле по вине недисциплинированности, по вине нарушений летных законов».    
… Проверили технику пилотирования капитана Анисимова вошли в круг, выпустили шасси и начали посадку. Посадку провели хорошо, расчет был отличным. На пробеге, когда скорость нашего самолета была 8-10 км/ч,  по радио услышал команду «Куда так близко садитесь!» Повернул голову влево, назад увидел самолет под углом 15-20 градусов на расстоянии 35-50 метров, который без щитков на скорости 80-90- км/час шел на наш самолет. Видя такое положение - дал газ мотору с расчетом уйти от столкновения, но скорость сразу набрать не удалось. Все время смотрел на этот самолет и когда он начал рубить винтом мой самолет, принял решение – сложиться в кабине. Тот самолет полностью сел на наш. После столкновения этот наскочивший самолет протащил нас еще 15-20 метров. Как результат капитан Анисимов погиб, а я 15 суток находился в госпитале с травмой в пояснице (не двигалась нижняя часть тела с ногами).
Июнь 1957 года. Меня переводят к новому месту службы. Получил назначение в город Ярославль. 24 апреля 1958 года был уволен в запас.    
За 21 год полетов Александр Андреевич освоил 24 типа самолетов истребителей (У-2, С-2, Ут-2, Ути-4, И-15, И-16, Як-7, Як-9, Як-9м, Як-9п, Як-9ч, Як-3, Як-11, Ук-17, Як17б, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-17гр, МиГ-17п, СБ, Як-18, Як-12) с общим налетом около 2000 часов.  На протяжении всей жизни занимался партийной работой, неоднократно избирался членом партбюро и делегатом на партконференции. Награжден орденом Отечественной войны II степени, дважды орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», дважды медалью «За победу над Японией».
Из воспоминания родственников Александра Андреевича:
… Летал с 1937 года и на протяжении всего времени не имел поломок и без нанесения ущерба экипажу, и это не случайность потому, что всегда грамотно эксплуатировал самолет, в воздухе решительно действовал. Как говорил см дедушка «В авиации ошибки бывают один раз!».
Александр Андреевич всю жизнь был честным, справедливым и очень грамотным летчиком. На заслуженном отдыхе любил заниматься делом для души (выжигать, чинить часы, много читал). НА каждое 9 мая его приглашали в Ракетное училище (Ярославское) как почетного гостя.
Александр Андреевич и Лидия Григорьевна Канаевы вырастили троих детей (Сергей, Дина, Галина) и пять внуков (Саша, Вова, Анжела, Наташа, Ирина), все живут в Ярославле. Сын Сергей, внуки Александр и Владимир пошли по стопам деда, закончили летные училища. Сергей погиб в Польше в 1983 году при исполнении.
Скончался Канаев Александр Андреевич в феврале 1991 года.  

Материал подготовили Крылова А.М и Серов А.В. 
Фото из семейного архива Канаевых.