Карачиха история
Советская авиация Начало ХХI века

Иванов Николай Авиамирович

Военный летчик 1 класса, подполковник запаса, начальник Ярославского учебного авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России Николай Авиамирович Иванов из породы людей, чье призвание – защищать Родину. Он прошел боевое крещение почти во всех горячих точках: Афганистане,Таджикистане,Чеченской Республике.
Связать судьбу с небом, наверное, написано ему судьбой. Отца офицера не случайно назвали Авиамиром. В их роду было несколько летчиков. Один из родственников по линии бабушки окончил Гатчинскую школу пилотов, погиб по время Первой мировой войны. Сам Николай в детстве с замиранием сердца смотрел на кружащие в небе самолеты. После школы старался поступить в Ярославский учебный авиационный центр ДОСААФ. Сначала не прошел по здоровью, через год повторил попытку. Она оказалась удачной.
В 1978 году, по окончании авиационного центра, Николай получил воинское звание сержанта, принял присягу. Первое время летал на вертолете Ми-1, затем освоил Ми-4. Вскоре поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков. После выпуска лейтенанта Николая Иванова направили в Северную группу войск, в Польшу – в качестве помощника командира вертолета Ми-6. Через некоторое время молодой лейтенант был назначен командиром винтокрылой машины.
Через пять лет его перебросили в Дальневосточный военный округ, в Хабаровск. В 1986-87 годах капитан Николай Иванов в составе 825 отдельного транспортно-боевого вертолетного полка направлен в Афганистан. Личные составы эскадрилий менялись каждый год. Военные летчики обеспечивали наших солдат продуктами питания и боеприпасами, выполняли поисково-спасательные операции, оказывали огневую поддержку войскам с воздуха, вывозили раненых и убитых. Вертолет, на котором летал Иванов, не раз попадал в самые крутые передряги под обстрелом противника. Летчики проявляли чудеса стойкости и героизма.
Николай Иванов летал на вертолете Ми-6, который брал на борт до 60 десантников и до 12 тонн груза. В условиях военных действий он был незаменим, рассказывает Николай Авиамирович.Наши солдаты ласково называли вертолеты «вертушками». Ребята, зажатые в тисках гор, ждали их как Бога, порой как единственную надежду на спасенье.
- Это была наша работа, мы выполняли свой долг. В Афганистане противник мог появиться, откуда его не ждешь, – вспоминает Николай Авиамирович.
За время Афганской войны, которая длилась без малого 10 лет, погибло 11 военных летчиков- выпускников Ярославского аэроклуба. Их имена навечно останутся в памяти потомков.
В 1995 году Николай Авиамирович в составе сводной группы Дальневосточного округа выполнял боевые заданияна Северном Кавказе. Его командировка в горячую точку длилась два месяца.Задачи выполнял те же: обеспечение, огневая поддержка, вывоз раненых и убитых.
- Утверждать, что в Чечне было спокойней,чем в Афганистане, нельзя, – говорит Николай Авиамирович. – Незаконные вооруженные формированиярасполагали зенитным оружием.За 10 лет войны в Афганистане мы потеряли 15 тысяч человек, а в Чечне только за 95-96 год около пяти тысяч. В 1994 году во время боевых действий там сбили вертолет, в котором погиб выпускник Ярославского аэроклуба Николай Лесков.
Однажды на глазах Николая Авиамировичав воздухе загорелся вертолет, подбитый противником. Пилоты смогли зайти на посадку. Погиб фельдшер, остальные отделались ранами и царапинами. Война – это кровь, грязь и пот, в ней нет никакой романтики, считает Николай Авиамирович. – Войны начинают политики, а разгребать последствия приходится солдатам.
Николай Иванов налетал 4,5 тысячи часов на различных типах вертолетов. В 2000 году он вышел в запас. Возглавлял Рыбинский, а затем Ярославский аэроклуб, подготовил не одно поколение спортсменов- парашютистов. Он награжден орденами и медалями. Среди них орден "За службу Родине в Вооруженных силах СССР 3 степени", Орден Мужества, медаль «За отвагу» и другие. За каждой из наград целая история – мужества, преодоления трудностей и служения Отчизне.

Текст подготовила Елена Балдина