Общая история

Первый отдельный отряд аэростатов заграждения

Великая Отечественная война
Аэростаты заграждения - в наши дни места в небе для них не осталось, но в годы Великой Отечественной войны они были серьезным препятствием для немецких бомбардировщиков, лишая их свободного маневра над объектами, заставляя сбрасывать бомбы с больших высот, что часто сводило точность бомбометания почти к нулю.
Являясь по своей сути вспомогательным средством противовоздушной обороны, аэростаты, при грамотном взаимодействии с другими силами и средствами, значительно сковывали свободу действий немецкой авиации над прикрываемыми объектами. Для подъёма вверх аэростаты наполнялись водородом. Использование водорода в аэростатах привело еще к одному гениальному изобретению в конце 1941 года. Впервые в мире использовать водородную смесь для заправки самой обычной «полуторки» додумался Борис Шелищ, младший воентехник полка аэростатов заграждения Ленинградского фронта. Наскоро разработанная технология позволила обеспечить топливом сотни машин. Тогда, в блокадном городе, при общем дефиците всего, это имело огромное значение.
Шелищ Борис Исаакович
Первый отдельный отряд аэростатов заграждения (1-й ооаз) был сформирован в Ярославле 2 июля 1942 года. Было развернуто 22 боевых поста, из которых три системы «Тандем» (два аэростата на одном тросе друг над другом) и 19 одиночных. Командный пункт 1-го ООАЗ находился в Ярославле на улице Республиканская, в доме №2. В отряде служило 379 красноармейцев и офицеров. Материальная часть подразделения состояла из 41 аэростата заграждения и 36 лебедок. Командовал отрядом капитан Александр Сергеевич Кыласов.
Командир 1 ООАЗ капитан Кыласов Александр Сергеевич
Согласно частному боевому приказу №9 штаба Рыбинско-Ярославского дивизионного района ПВО от 2 июля 1942 года Отдельному отряду аэростатов заграждения надлежало прикрыть северную группу заводов Ярославля, а именно, Шинный завод, СК-1, Автозавод, завод №226, завод ВЭО, и железнодорожный мост через Волгу, согласно приложенной схеме. Далее в приказе говорилось:
«…5. Снабжение водородом до 1.8.42 г. из г. Москва через воздухоплавательный отдел штаба войск ПВО Территории Страны, с 1.8.42 г. – из заводской водородной установки в г. Ярославль, снабжение продовольствием, вещевым имуществом и другими видами довольствия – из военскладов г. Ярославль распоряжением начальника снабжения дивизионного района».
В 1942 году возникали аварии с материальной частью, в основном из-за неблагоприятных метеорологических условий. Из-за сильного ветра подъёмы невозможно было производить «под потолок», приходилось уменьшать высоту, что уменьшало дистанцию бомбометания для бомбардировщиков. Ещё одним серьёзным недостатком было отсутствие собственных средств связи – приходилось общаться по городским телефонным линиям.
Во второй половине марта 1943 года, в связи с возросшей активностью вражеской авиации, аэростатные посты №№3, 12, 15, 19, 23 с матчастью и личным составом сняты с пункта ПВО Ярославль и передислоцированы на пункт ПВО завода №16 (406) Константиновский.
«20.03.43г. осколками снарядов ЗА (зенитной артиллерии) в пункте Константиновский АЗ (аэростат заграждения), находившийся в воздухе на высоте 1200 м. (работа производилась в тяжелых метеоусловиях из-за большой скорости ветра на высоте, натяжение троса доходило до 600-700 кг.), аэростат заграждения получил 17 пробоин, отдельные пробоины достигали 70 см в длину» (из оперативной сводки).
В Ярославской области аэростатами заграждения, ввиду их недостаточного количества, прикрывались только Ярославль и НПЗ имени Менделеева в посёлке Константиновский Тутаевского района.
С момента переброски аэростатов заграждения на пункт ПВО Константиновский, авиация противника уменьшила активность бомбардировки, появляющиеся отдельные самолеты проходят над пунктом на большой высоте» (из отчета о боевой работе 1 ООАЗ за март 1943г.).
В выводах отчета по боевой работе 1 ООАЗ за май 1943 года можно прочитать: «При налетах с 24 на 25 и с 25 на 26 авиация противника на обороняемый завод №16 Константиновский, при поднятых аэростатах в воздух, была вынуждена изменять курс направления. На остальные объекты, обороняемые аэростатами заграждения, налетов авиации противника не производилось».
В отчете о боевой работе 1 ООАЗ за июнь 1943 года говорится о том, что 10 июня, во время очередного налета вражеской авиации на город, один из бомбардировщиков налетел на трос аэростата, и, теряя части, упал в Волгу в районе Твериц. Также сообщается и о потерях: от прямого попадания авиабомб улетело два аэростата, от поражения осколками снарядов зенитной артиллерии улетело три аэростата, и один сгорел. В  течение месяца отремонтировано и приведено в боевую готовность 15 аэростатов. Но общего количества аэростатов для надежной защиты города, конечно же, не хватало.
В выводах говорится: «При налетах на город с 9 на 10 июня и с 20 на 21 июня главные усилия авиации противника направляла на обороняемые объекты: завод №736, автозавод, СК-1, ЯГМЗ, завод №226, автогенный завод и ж. д. мост через р. Волга.
Для полного прикрытия промышленных объектов Ярославля требуется 200 аэростатных постов». ....11 октября 1943 года аэростаты поднимали в воздух над Ярославлем на высоту 4000 метров. ....23 марта 1944 года аэростатов заграждения поднимались на высоту 3000 метров над Ярославлем и Константиновским. В обшей сложности заградительные аэростаты поднимали над прикрываемыми объектами 126 раз. Первый отдельный отряд аэростатов заграждения нес дежурство до мая 1945 года.

Материал подготовил Александр Истомин, 2022 год.  
Источники: 
(ЦАМО, Фонд: 13643, Опись: 0020235, Дело: 0002, Лист начала документа в деле: 1а);
(ЦАМО, Фонд: 13643, Опись: 0020233, Дело: 0007, Лист начала документа в деле: 35);
(ЦАМО, Фонд: 13643, Опись: 0020233, Дело: 0044, Лист начала документа в деле: 314);
(ЦАМО, Фонд: 13643, Опись: 0020233, Дело: 0049, Лист начала документа в деле: 31).