Общая история

Соединяя берега и судьбы… Часть 3

Великая Отечественная война
Истребитель ЛАГГ-3 (открытый источник).
Ещё одним, самым дальним, но очень эффективным эшелоном прикрытия моста, была истребительная авиация, базировавшаяся на аэродромах в Переборах под Рыбинском, укомплектованная самолетами ЛАГГ-3.
Это были силы 147 истребительной авиадивизии ПВО, вошедшей в состав Рыбинско-Ярославского дивизионного района. Истребители вместе с зенитчиками срывали атаки немецкой авиации на мост, плотину и городские объекты.
Сейчас Переборы – один из районов Рыбинска, а в годы войны это был посёлок недалеко от городской черты. В газете Рыбинского района «Новая жизнь» рассказывалось о строительстве в тех местах аэродромов, и о частях, которые там дислоцировались.
«Военно-полевой аэродром был построен за две недели на колхозном поле силами колхозников и красноармейцев 68-го батальона авиационного обеспечения. 1 августа 1941 года он принял первые самолёты. Взлётная полоса находилась между населёнными пунктами Свингино и Мешково. Лётчики проживали в соседних с аэродромом деревнях, а технический состав – в землянках вдоль берега Рыбинского водохранилища за деревней Свингино. На аэродроме базировались истребительный и бомбардировочный авиаполки. 721 - й истребительный авиаполк Рыбинско-Ярославского дивизионного района ПВО за восемь месяцев, защищая приволжские промышленно-транспортные объекты, совершил 1314 боевых вылетов», – такие строки можно прочитать на страницах печатного издания. Их соседи, 42-й дальний бомбардировочный авиаполк, входил в 133-ю дальнюю бомбардировочную авиадивизию.
Место было выбрано не случайно, ведь перед истребителями ставились задачи по прикрытию сразу нескольких стратегических объектов – это и Рыбинский гидроузел, и мост на станции Волга, и, разумеется, сам город с железнодорожным вокзалом и промышленными предприятиями. От Свингино до Волжского железнодорожного моста по прямой – всего 19 километров. Для истребителя это две минуты полёта, а до города и плотины – ещё меньше. Учитывая, что к августу 1941 года прифронтовая полоса была оборудована сетью постов ВНОС, авиация ПВО успевала срабатывать на опережение противника, которого встречала на дальних подступах к охраняемым объектам. На боевое дежурство полк, сформированный в Горьком, заступил 5 декабря 1941 года.
Очень важной боевой задачей истребительной авиации ПВО являлось ещё и патрулирование территории. Дело в том, что в прифронтовой полосе зенитная артиллерия не прикрывала полностью всю область, а имела точечный характер – защищала только определенные стратегические объекты, или небольшие районы. Взять под прицел небо, например, над железной дорогой, по которой шли сотни эшелонов, она не имела возможности, и те пускались в свой нелёгкий путь, надеясь проскочить опасные участки незамеченными для вражеской авиации. Зачастую это был, как говорят, «билет в один конец», ведь прифронтовая земля была досягаема для немецких истребителей и бомбардировщиков, которые не упускали возможности уничтожить лёгкую, и такую желанную цель, как состав, идущий вне зоны действия зенитной артиллерии. Особенно доставалось эшелонам с ранеными и эвакуируемыми, так как воинские иногда оборудовались пулемётными установками. Примеров подобных трагедий за первые два года войны по нашей области немало. Это и почти полностью уничтоженный вокзал в Некоузе, где погибло больше 170 мирных жителей, в том числе – детей, и санитарный эшелон на станции Маслово в Некоузском районе, и расстрелянный в августе 1941 года на выходе от станции Шестихино эшелон с эвакуированными из Калининской области, не доехавший до моста пяти километров.

В память о тех событиях на месте трагедии и на центральной площади поселка Волга, куда в 1965 году были перенесены останки погибших, установлены памятные стелы. 11 октября 1941 года на станции Пантелеево Даниловского района был разбомблен эшелон с эвакуируемыми на Урал рабочими одного из оборонных предприятий столицы. Всего двумя днями позднее – 13 октября, в районе станции Лом бомбардировке подвергся эшелон с рабочими и служащими Ивановской области, ехавшими на строительство оборонительных сооружений под Ленинград. Очередной трагедией осени 1941–го стал налёт немецких бомбардировщиков на поезд вблизи станции Пуршево Некоузского района. Уничтоженный под Рыбинском в августе 1942 года поезд вёз в эвакуацию жителей блокадного Ленинграда, среди которых большинство составляли дети. По всей видимости, он подвергся налёту на подходе к городу до того, как вошёл в зону прикрытия частей ПВО.
Памятник в Рыбинске ленинградским детям, погибшим в августе 1942 года при бомбежке эшелона (открытый источник).
Для увековечивания памяти о погибших в тот день и детях, и взрослых, на окраине города установлен памятник. Истребители, насколько представлялось возможным, уменьшали эту страшную статистику, проводя регулярные облеты территории.
Вообще вся железная дорога, идущая из Ленинграда вглубь страны, усеяна безымянными могилами почти возле каждой станции – там хоронили умерших от истощения и болезней детей, которые не доехали до мест эвакуации. Иногда их хоронили, просто закапывая в землю, при этом не оставляя даже холмика. Масштабы трагедии можно понять по одному примеру. В своё время я искал данные о судьбе родных, живших в Ленинграде перед войной, и выяснил, что мой прадед умер там 20 января 1942 года, а его младший сын, девятиклассник, будучи курсантом 7 спецартшколы, пережил его всего на 3 дня. Оба они похоронены на Серафимовском кладбище. Спецартшколы – это специальные артиллерийские школы, учебные заведения для подготовки к поступлению в военные училища. О них очень подробно написано в книге Бориса Петровича Сыченкова «Юные боги войны». Я стал собирать информацию о 7-й спецартшколе и узнал, что ввиду начавшейся в ней массовой дистрофии среди учащихся, и, как следствие, увеличения смертности, было принято решение о её эвакуации. Свой путь на Большую Землю она начала в апреле 1942 года. Но, к сожалению, было уже поздно – почти все ученики умерли либо в самом городе, либо по дороге. Хоронили их именно так, как описано выше. До Алтайского края, конечной точки эвакуации, из 40 человек доехало всего лишь трое. Подобная ситуация была и с другими учебными заведениями блокадного Ленинграда.
721 истребительный авиационный полк (ИАП) входил вместе с другими частями в 147 истребительную авиадивизию (ИАД) Рыбинско-Ярославского дивизионного района ПВО с 27 декабря 1941 года. Но зона боевых действий не ограничивалась территорией Ярославской области, а уходила за десятки километров дальше. Особого внимания требовала также и железная дорога, по которой непрерывно шли военные эшелоны.
Так, например, майор Троицкий Геннадий Александрович командир 1-й эскадрильи, 28 апреля 1942 года на своем ЛАГГ-3 взял на таран самолёт-разведчик «Юнкерс-88», а произошло это в районе деревни Новое Котово Молоковского района Калининской области (сейчас – Тверская область). Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. За 8 месяцев в Рыбинском небе летчики полка сбили 12 немецких самолетов и потеряли 6 своих, погибли 4 пилота. 6 июля 1942 года полк был передан в состав 288 ИАД ПВО Воронежского фронта.
Майор Троицкий Геннадий Александрович, Герой Советского Союза (источник – портал «Память народа»).

441-й истребительный авиаполк воевал в небе над Ярославской областью с 1 сентября 1941 года по 1 января 1942 года. Сформированный при Ярославской школе стрелков-бомбардиров, он прикрывал объекты в Ярославле и Рыбинске.
Со 2 сентября 1942 года охрану неба Ярославской области осуществлял 959 ИАП, который базировался на аэродроме в Дядьково под Ярославлем. С 20 сентября шесть экипажей из его состава, а с 25 сентября и все остальные, передислоцировались на аэродром «Южный» под Рыбинском (район Красной Горки) для прикрытия промышленных объектов города и района. Так, например, в журнале боевых действий полка в разделе «Задачи части и подразделения» за 21 июня 1943 года записано: «Охрана городов Рыбинск, Константиновский с их промышленными объектами, плотин через реку Волга и железнодорожных мостов через реки Волга и Шексна».
С 1 ноября 1943 года на боевое дежурство заступил 1005-й истребительный авиаполк 147 ИАД ПВО, который нес охрану рыбинского неба до конца войны и после неё.
Ветеран труда Смирнова Татьяна Александровна в войну была школьницей – в 1941 году она пошла в первый класс, но очень хорошо всё помнит. В деревне Ясенево Рыбинского района, где они жили, было 11 домов. Их крайний дом окнами выходил в поле, за которым в 5 км стояло село Погорелка, рядом с которым начинался аэродром. Ангары для ремонта технической части и для складов были установлены сразу за селом. Здесь дислоцировался 14 запасной истребительный авиаполк, лётчики которого жили в самом селе. Базировались на аэродроме и дальние бомбардировщики, бомбившие немецкие позиции не только на линии фронта, но и в глубине вражеской территории.
Дети часто видели, как наши истребители из-под Рыбинска огнём уничтожали и отгоняли от моста немецкие бомбардировщики, не давая им провести прицельное бомбометание. Рассказывает она и про один случай, произошедший в 1943 году. Они с друзьями часто выходили кататься на волжский лед, и не раз видели, как недалеко от них, возле села Коприно, на лёд садились истребители, возможно, из-за поломки или повреждения в воздушном бою. И каждый раз на лёд вылезал летчик и начинал что-то ремонтировать. А в этот раз самолёт сел, остановился, и никто из него не появился. Дети поняли, что произошло что-то неладное. Подбежав к самолёту, увидели, что лётчик ранен и сам не может выбраться. Тут же отправились за помощью. Скоро из Погорелки пришла повозка, запряжённая лошадью. Пилота погрузили и увезли на аэродром. Как оказалось потом, его успели переправить в госпиталь и он остался жив. Вспоминает она и про ночные бомбардировки: отсветы от стрельбы зениток видны были издалека, казалось, что бои идут совсем рядом, над Мухинским полем, хотя от него до моста было почти 15 километров. Часто немцы, не успевая отбомбиться по намеченным целям, и пытаясь уйти от наших истребителей и зениток, сбрасывали бомбы, где попало, чаще всего – в воды водохранилища.
Большую работу по возвращению имён погибших летчиков проделал Рыбинский поисковый отряд «За отвагу», который возглавляет Олег Владимирович Беспальченко. Вместе ребята собрали много архивных документов и артефактов прошедшей войны.
Недавней их находкой стали обломки истребителя ЛАГГ-3, по которым было установлено имя погибшего летчика. Это командир звена 14 запасного истребительного авиаполка (ЗАП), младший лейтенант Тарасевич Владимир Степанович уроженец Белоруссии, чей самолет ЛАГГ-3 был сбит в воздушном бою 31 октября 1941 года в полутора километрах от деревни Дубровки Мышкинского района Ярославской области. Он был похоронен в ноябре 1941 года на Рыбинском кладбище.
Младший лейтенант Тарасевич Владимир Степанович (архив поискового отряда «За отвагу», г. Рыбинск).
Свидетельства очевидцев, архивные документы и экспертиза обломков самолета подтвердили, что он был сбит именно в воздушном бою, а это значит, что истребители 14 ЗАП (в современных базах данных можно встретить аббревиатуру ЗИАП) участвовали в боевых действиях, хотя изначально запасные полки создавались для других целей: они занимались повышением лётного мастерства пилотов, пришедших после лётных школ и училищ, а также обкаткой новых типов самолётов, поступающих в войска. Сражения в небе для них были, скорее, исключениями из правил, вызванные тем, что с начала войны обстановка на переднем крае стремительно менялась, фронт откатывался всё ближе к границам Ярославской области. В конце концов, получилось так, что на какой-то промежуток времени 1941-го года Рыбинск от воздушных налётов защищали только наземные зенитно-артиллерийские части, ведь вновь сформированная 147-я истребительная авиадивизия взяла под прикрытие область только 16 ноября 1941 года. Поэтому 14 ЗАП, базировавшийся в деревне Погорелка с 1 июля 1941 года по 15 мая 1942 года, тогда, в 41-м, частично взял на себя оборону и моста, и близлежащих аэродромов, в том числе, и в самой Погорелке, где вместе с ним дислоцировались эскадрильи 200-го дальнебомбардировочного авиаполка 40-й дальнебомбардировочной авиадивизии.
Ситуация была достаточно сложная, и поэтому на усиление истребительной авиации ПВО Рыбинска и района с начала сентября сюда из состава 176-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса Московского района ПВО была переброшена одна эскадрилья, которой командовал капитан Варчук Николай Изотович.
Младший лейтенант Ачкасов Сергей Васильевич, Герой Советского Союза (открытый источник).
В этой же эскадрилье служил и младший лейтенант Ачкасов Сергей Васильевич, будущий Герой Советского Союза. Свой первый немецкий бомбардировщик Ю-88 он сбил 10 октября 1941 года в Мышкинском районе, недалеко от деревень Власиха и Вьюково, а уже 17 октября в районе станции Родионово произвел таран XE-111. 25 октября он уничтожил ещё один Ю-88 в районе Кашина.
Вот далеко не полный список людей, защищавших небо над этими краями в годы войны. А по мосту шли новые и новые воинские эшелоны, догоняя фронт, идущий уже на запад.
С начала открытия здесь регулярного движения поездов и до сегодняшнего дня прошло много десятков лет. Но любое инженерное сооружение, чтобы оно не подвело, должно время от времени ремонтироваться. В 1951 году был разработан проект, а затем проведены работы по укреплению подходов к мосту по обоим берегам. В 2002-2004 годах Северной железной дорогой закончены работы по защите бетонных конструкций перекрытий, а в 2007 году сделана гидроизоляция под дорожным полотном.
В 1995 году через мост открылась железнодорожная переправа по маршруту Волга – Рыбинск. Анатолий Валентинович Потипалов тогда работал составителем поезда. Рассказывает, что состав включал в себя 11 платформ для перевозки автомобилей и еще 1 вагон был пассажирским. На одну платформу помещалось 3 легковых автомобиля, или 2 легковых и 1 грузовой. Специальный пандус для заезда находился сначала между железнодорожным вокзалом и школой, а потом был перенесен напротив школы. Иногда количество платформ доходило до 20. Обслуживал переправу персонал из 9 человек, проработала она до 2003 года, совершая ежедневно 4 рейса.
Фактически за всё это время на одном и том же месте был построен не один мост, а три, но они логически вытекали один из другого – новый строился, а предыдущий разбирали, и потому три судьбы слились в одну. Время бежит дальше, а мост продолжает стоять. Вот только жаль, что на нём нет больше места для узкой пешеходной дорожки.

Автор: Александр Истомин, 2020 год.