Карачиха история
Начало ХХ века

Первый Первомай Ярославского аэроклуба

Обилен событиями был май 1935 года. В чудесное утро первого мая аэроклуб торжественно отметил свой первый Первомай. В дымчатых костюмах с золотыми трафаретами на рукавах прошли лётчики и учлеты по праздничным улицам и площадям Ярославля. На тысячеметровой высоте в десять часов утра над стотысячным людским потоком ярославцев пролетала четвёрка самолётов аэроклуба: «Волгострой» (ведущий И. Лукьянов), «Ярославский электрик», «Носов», «Автозавод №3». Самолёты прошли до «Волгостроя» и обратно, шли сомкнутым строем…
Лётчик-инструктор А. А. Трофимов, активный участник парашютных прыжков в 1935 году.
25 мая 1935 года отмечала тридцатилетие со дня организации первых Советов в Иваново-Вознесенске. В этот знаменательный день лётчики аэроклуба бросали листовки над колыбелью Советов с приветствиями от ярославских трудящихся. Рабочие Резино-асбестового комбината, «Волгостроя», «Красного Перекопа» тепло поздравили славный рабочий класс областного центра, своими революционными традициями много способствовавший победе революционного движения в России.
Старший авиатехник аэроклуба В. А. Осьмаков, активный парашютист в 1935 году.
 29 мая в театре имени Ф. Г. Волкова проходила вторая конференция членов аэроклуба. Среди 900 человек присутствовавших на конференции находились секретарь ГК ВКП(б) Нефёдов, директора предприятий, городской комсомольский и осоавиахимовский активы. Участники конференции поддержали предложение представителя «Ивпромстроя» товарища Коновалова о приобретении для аэроклуба трех новых самолётов. В заключение для делегатов был показан спектакль «Поднятая целина» (по повести М. Шолохова).
... на аэродроме жаркая пора - идут учебные полеты. Стар разрешен! Самолет сейчас уйдет в воздух.
30 мая самолёты и авиамоделисты аэроклуба приняли участие в большом весеннем празднике школьников на площади им. Челюскинцев (теперь Детский ботанический сад). На площади состоялся парад десяти тысячи учащихся Ярославля.
Летчик-инструктор-парашютист В.Ф. Мочалов дает указания курсанту.
Основная лётная работа аэроклуба началась с июня. Курсанты-пилоты были выведены в лагерь. На аэродроме вырос полотняный городок. Одновременно началась работа по подготовке планеристов и парашютистов. Третьего июня на аэродроме проходили практические испытания парашютистов. Прыжки открыл своим тридцать четвёртым прыжком инструктор-парашютист П. Писарев. Среди совершивших первые прыжки с парашютом были пилот Зоя Шитенева и заместитель секретаря Приволжского РК ВЛКСМ Эльза Янсон. Они были первыми парашютистками аэроклуба. Особенно широкий размах прыжки приняли в июле месяце, когда в работу включились кружки «Красного Перекопа», «ЯЭМЗ», «Возрождение», «СК-1» и других предприятий. В первой декаде июля совершил свой первый прыжок рабочий «СК-1» – Павел Молчанов, ставший в 1938 году инструктором-парашютистом аэроклуба.
Парашютисты Ярославского аэроклуба: П.И. Молчанов и П.И. Посохов.
Наряду с учебной работой аэроклуб проводил массовые мероприятия. Большое массовое гуляние трудящихся организовал аэроклуб в выходной день 6 июня 1935 года. Массовка началась в 11 часов дня показом полётов авиамоделей, затем продемонстрировали свои достижения на планерах – начальник планерной станции - В. Ф. Кондратьев и инструктор-планерист Я. И. Тимохин. В след за планеристами начальник лётной части – И. А. Якушенко показал пилотаж. Выпускники-пилоты и парашютисты – Писарев, Янсон, Гусев выполняли показные полёты и парашютные прыжки с высоты 800 метров; производилось катание ударников города. На зелёном ковре аэродрома происходила массовая сдача норм ГТО, спортивные игры и танцы. Праздник обслуживали два духовых оркестра и десять буфетов. Замечательно весело и полезно провели ярославцы в этот день.
Информация в газете "Северный рабочий о инструкторе-парашютисте аэроклуба П. Писареве.
29 июня второй набор пилотов начал учебные полёты. В голубой океан впервые в своей жизни поднялись рабочие автозавода – Иванов, Старцев, Петухова, Рыбакова; рабочие «ЯПРЗ» – Калмыков, Воробьёв и другие. Всего воздушное «крещение» в этот день получили 12 молодых производственников Ярославля.
 2 июля авиамоделисты и самолёты аэроклуба участвовали на открытии осоавиахимовских лагерей близ деревни Парково (у Ляпино). Вечером 14 июля в день физкультурника аэроклуб участвовал в пятнадцатитысячном параде спортсменов, происходившем на Советской площади. За коллективом фабрики «Свободный труд» ярко-синей колонной прошли лётчики, планеристы, парашютисты аэроклуба, готовые к труду и защите Родины. В шесть часов вечера, приветствуя демонстрантов, над площадью появились самолёты У-2. Учащиеся Ярославля тёплой овацией ответили на визит своих крылатых товарищей и вчерашних школьников.
16 июля хозяевами зелёного лётного поля сделались строители «малой авиации», собравшиеся на II-е Городские авиамодельные соревнования. Лучшие модели были отобраны для участия в областном слёте юных авиамоделистов.
11-12 августа 1935 года во время Городской спартакиады призывников лётчики аэроклуба катали на самолётах лучших призывников-ударников. Приближался традиционный народный праздник – День воздушного флота СССР. Окрепшим, выросшим приходил Ярославский аэроклуб к своему светлому дню. На третьем году жизни расширился размах спортивной работы, укрепилась материальная база, значительно выросло методическое и лётное мастерство, выросли люди.
Аэроклуб располагал восемью самолётами У-2 и одним самолётом Ш-2 (амфибия), принадлежавшими «РАК», «Волгострою», «Автозаводу», «ЯЭМЗ», «Промкооперации», «Тормозному заводу». Четыре парашюта приобрели «РАК», «СК-1» и «Тормозной завод». Аэроклуб насчитывал 30 тысяч членов клуба и 58 юридических членов (т.е. предприятий). Ко Дню Авиации трудящиеся Ярославля открыли две парашютные вышки – на Красном Перекопе (в парке) и на площади Труда (стадион «Динамо»).

Материал подготовил А.В, Серов. январь, 2023 год