Войсковая часть полевая почта 49693.
Дислокация полка аэродром Дядьково, г. Ярославль.
История авиационного полка начинается с 1942 г с формирования 630-го истребительного авиационного полка из личного состава Борисоглебской Военной Авиационной Школы Пилотов на самолетах И-16, 5 серии. Приказ командира Борисоглебской ВАШП от 17.11.1941 года на основании шифротелеграммы УВУЗ ВВС КА.
15.02.1942 г. Включен в состав 106 иад ПВО Бологоевского дивизионного района ПВО. Оперативно подчинялась командованию Северо-Западного фронта и приступил к боевой работе на самолетах И-16.
01.03.1942 г. Одержана первая известная воздушная победа полка в Отечественной войне: звеном И-16 (ведущий л-т Комаров В.С.) в воздушном бою в р-не юж. с. Погарино сбит немецкий бомбардировщик Хе-111.
Март 1942 года - полк получил10 истребителей ЛаГГ-3.
Июнь 1942 года - полк получил10 самолетов "Киттихаук" и 4 Як-1.
22.07.1942 года - передан в состав 240 иад 6 Воздушной Армии Северо-Западного фронта ПВО. Имел в боевом составе 9 «Киттихауков» и 6 И-16.
05.10.1942 вернулся в состав 106 ИАД ПВО Бологоевского дивизионного района ПВО.
Декабрь 1942 переформирован по штату 015/325.
1943 г. январь - получил 10 истребителей Ла-5, февраль – 9 Як-7б.
С 22.04.43 г. до 23.07.1943 г. действовал в оперативном подчинении командира 240 иад 13 ВА Ленинградского фронта. Обеспечивал противовоздушную оборону Волховской ГЭС и железнодорожного мостов через реку Волхов и железнодорожного участка Тихвин-Ленинград. Летчики имели хорошую подготовку, могли успешно летать ночью. Храбро сражаясь за Ленинград, гвардейцы в воздушных боях сбили 52 вражеских самолета.
В боевом составе имел 10 Ла-5, 8 Як-7б и 2 «Киттихаука», а также группу усиления (7 Як-7б и 2 Ла-5) из других полков 106 иад ПВО – 33, 253 и 441 иап.
Июнь 1943 г. - в составе 106 ИАД ПВО Бологоевского дивизионного района ПВО вошел в состав вновь образованного Западного фронта.
За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм Приказом НКО СССР № 299 от 09.10.43 г. 630-й истребительный авиационный полк преобразован в 147 Гвардейский истребительный авиационный полк (гвиап).
9 октября 1943 года Комаров Виктор Степанович, майор, заместитель командира 630-го истребительного авиационного полка 106-й истребительной авиационной дивизии ПВО Бологоевского дивизионного района ПВО удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №1126.
1943 год, осень полк получил - 9 Як-7б и 6 ЛаГГ-3.
1944 год, февраль полк получил - 9 Як-7б и 7 самолетов "Киттихаук".
1944 год, апрель – в связи с реорганизацией войск ПВО страны 147 гвиап в составе 106 иад ПВО включен во 2 корпус ПВО (2-го формирования) Северного фронта ПВО, который был образован 29.04.1944 г. на базе Восточного и Западного фронтов ПВО.
В дальнейшем, участвуя в боях с фашистскими захватчиками в системе войск ПВО Северного фронта, полк продолжал успешно громить врага. Беззаветная храбрость и стойкость, помноженные на высокое воинское мастерство, на отличное владение вверенной Родиной техникой, позволили воинам полка успешно действовать в любой обстановке и добиваться победы. Подтверждением этого является то, что с 1 января по 31 декабря 1944 года полк в воздушных боях сбил 12 самолетов противника, в том числе 4 разведчика и 8 бомбардировщиков.
25.10.1944 имел в боевом составе 18 Як–7б, 4 Як-9 и 9 «Киттихауков».
25 октября 1944 года полк по приказу командования перебазировался на аэродром Риги с задачей прикрытия города, морского порта и железнодорожного узла, где и находился до конца Великой Отечественной войны и вел боевые действия.
До конца войны 147 гвиап в составе 106 иад ПВО.
8 ноября 1944 года Верников Яков Ильич, капитан, штурман 147-го Гвардейского истребительного авиационного полка 106-й истребительной авиационной дивизии ПВО 2-го Корпуса ПВО (2-го формирования) Северного Фронта ПВО удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №5294.
24.12.1944 в составе 106 иад ПВО 2 корпуса ПВО включен в состав войск Западного фронта ПВО (2 формирования) (преобразован из Северного фронта ПВО).
01.01.1945 полк исключен из действующей армии.
Итого боевой деятельности полка в годы Великой Отечественной войны.
Совершено боевых вылетов – 4475 (днем – 4427, ночью – 48).Проведено воздушных боев – 177 (днем – 169, ночью – 8).
Сбито самолетов противника – 108.
из них:
бомбардировщиков – 71;
истребителей – 33;
разведчиков – 4.
Свои потери:
летчиков – 10;
самолетов – 22.
Около двухсот воинов части были награждены орденами и медалями, а пятеро самых отважных стали Героями Советского Союза.
КОМАНДИРЫ ПОЛКА.
Новицкий Петр Николаевич, капитан – подполковник, 17.11.1941 – 31.12.1945 гг.
Студилин М.И., подполковник.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОСЛЕВОЕННОЙ СУДЬБЕ ПОЛКА
7.02.1950 года выведен из состава 106 иад ПВО. Передан в непосредственное подчинение 64-й Воздушной Армии Московского района ПВО.
27.04.1950 года 147 гвиап вошел в состав вновь сформированной 133-й истребительной авиационной дивизии ПВО 88 иак ПВО 64-й Воздушной Истребительной Армии Московского района ПВО.
28.03.1952 года в составе 133 ИАД убыл в правительственную командировку в КНР.
05.05.1952 – 27.07.1953 гг. принимал участие в военном конфликте на территории Кореи (на стороне КНДР) на самолетах МИГ-15.
Результаты боевой работы:
Сбито самолетов сил ООН – 18
из них:
бомбардировщиков – 5;
истребителей-бомбардировщиков – 3;
истребителей – 10.
Повреждено самолетов сил ООН – 7.
Отличилсь:
- Добровичан Юрий Николаевич сбил самолётов противника 3 (3 + 0) + 1 подбил.
- Студилин Михаил Иванович сбил самолётов противника 1 (1 + 0).
- Шкодин Николай Иванович сбил самолётов противника 3 (3 + 0).
Свои потери: летчиков 4 человек, самолетов – 4.
Список потерь 147 ГИАП в Корейской войне:
1.ПОЖИДАЕВ Владимир Александрович, 1928 года рождения, Орловская область, Колпнянский район, д. Нетрубеж. Старший лейтенант, летчик, 147-й истребительный авиационный полк 133-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 27 июня 1952 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
2.ПОЛТАВЕЦ Григорий Михайлович, 1922 года рождения, Украинская ССР, Полтавская область, Кременчугский район, с. Песчаное. Гвардии капитан, заместитель командира авиаэскадрильи, 147-й истребительный авиационный полк 133-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 25 августа 1952 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
3.ПРОНИН Константин Павлович, 1923 года рождения, Белорусская ССР, г. Гомель. Гвардии старший лейтенант, летчик, 147-й истребительный авиационный полк 133-й истребительной авиационной дивизии 64-го истребительного авиационного корпуса. Погиб в бою 9 сентября 1952 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
4.ШИНАЕВ Иван Иванович, 1920 года рождения, Рязанская область, Новодеревенский район, д. Медвино. Гвардии старший лейтенант, летчик, 147-й истребительный авиационный полк 133-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 21 сентября 1952 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
13.09.1953 года 147 гиап в составе 133 ИАД вернулся из КНР и вошел в состав 56-й ИАК ПВО 52 ВИА Московского района ПВО г. Ярославль, аэродром базирования Дядьково.
1955 год полк перевооружен на самолеты Миг-17ф.
С 14 февраля 1958 года до зачисления в отряд космонавтов в полку служил старшим летчиком старший лейтенант Борис Валентинович Волынов, в последующем летчик-космонавт СССР.
15.04.1960 года 147-й гвардейский истребительный авиационный полк расформирован.
Герой Советского Союза, получивший звание в полку:

Комаров Виктор Степанович, заместитель командира полка.
Родился 31 января (13 февраля) 1918 года в Москве.
В 1932 году окончил 8 классов средней школы, в 1934 году - школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал электромонтёром на железной дороге.
С декабря 1937 года в рядах Красной Армии.
В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, был оставлен в ней инструктором.
С февраля 1942 года лейтенант В. С. Комаров на фронтах Великой Отечественной войны. Служил в авиации ПВО.
До марта 1944 года сражался в составе 630-го (с октября 1943 года - 147-го Гвардейского) ИАП. Был командиром эскадрильи, заместителем командира полка. Летал на И-16, ЛаГГ-3, американском "Киттихауке" и Ла-5.
К сентябрю 1943 года заместитель командира 630-го истребительного авиационного полка (106-я истребительная авиационная дивизия ПВО территории страны) майор В.С. Комаров совершил 209 боевых вылетов, провёл 26 воздушных боёв, в которых сбил лично 10 и в составе группы 2 самолёта противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1126).
В конце марта 1944 года назначен командиром 145-го Гвардейского истребительного авиационного полка, где летал на Ла-5. До конца войны выполнил около 300 боевых вылетов, но воздушных побед больше не одерживал.
После окончания войны продолжал командовать полком (в Прибалтике).
9 сентября 1945 года погиб в автомобильной катастрофе.
Награждён орденами: Ленина (09.10.1943); Красного Знамени (19.11.1942, 05.09.1943); медалями.
Память.
Похоронен на кладбище Райниса в Риге.

Верников Яков Ильич, помощник командира полка, гвардии капитан.
Родился 31 октября 1920 года в городе Спас-Деменск Калужской области, в семье служащего.
С 1921 года Яков Верников жил в Смоленске. Окончил 10 классов.
С 1936 года занимался авиамодельным и планерным спортом в Смоленском аэроклубе.
В 1937 году окончил самолётное отделение Смоленского аэроклуба и был оставлен в нём лётчиком - инструктором.
С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.
Служил в строевых частях ВВС Белорусского военного округа.
С Июня 1941 года лейтенант Я. И. Верников на фронтах Великой Отечественной войны.
По август 1941 года был лётчиком 124-го истребительного авиационного полка (Западный фронт).
С августа 1941 года - командир звена, заместитель командира и командир эскадрильи, а в январе - апреле 1944 года уже командир 234-го ИАП ПВО (105-я ИАД ПВО, Брянский, Юго-Западный и Северо-Кавказский фронты). Летал на И-16, затем освоил ЛаГГ-3, Як-1 и Як-7. Участвовал в оборонительных боях на подступах к Ленинграду, воздушном прикрытии войск и военных объектов Брянского и Юго-Западного фронтов, битве за Кавказ, освобождении Кубани, Донбасса и Украины.
22 июля 1942 года был сбит в воздушном бою и покинул самолёт с парашютом.
В боях показал образцы мужества и стойкости. Так, 25 Марта 1943 года, при отражении налёта 150 вражеских самолётов на Батайск, лётчики 234-го истребительного авиационного полка ПВО Капитаны Я. И. Верников и Н. К. Дураков смело вступили в бой с 6 Ме-110 и 5 Ме-109. Верников сбил 1 Ме-110 и 1 Ме-109. Его напарник Дураков так же уничтожил 2 машины.
1944 год, июль - декабрь - помощник командира 147-го Гвардейского ИАП ПВО (106-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны), летал на Як-9.
К июлю 1944 года Гвардии капитан Я. И. Верников совершил 302 боевых вылета, провёл 64 воздушных боя, в которых сбил 14 самолётов противника лично и 1 в паре.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" № 5294.
Декабрь 1944 - май 1945 — Гвардии майор Я. И. Верников заместитель командира — штурман 145-го гвардейского истребительного авиационного полка (Западный и Северный фронты ПВО).
Участвовал в воздушном прикрытии войск и военных объектов 1-го Украинского, 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов.
Всего произвёл 424 успешных боевых вылета, провёл 68 воздушных боёв, в которых сбил лично 15 самолётов противника и 1 в паре. Четырежды сбивал по 2 самолёта за один день. Руководимая и воспитанная им эскадрилья в 168 воздушных боях уничтожила 36 самолётов противника.
После войны продолжал службу в строевых частях ВВС.
С Февраля 1946 по Июль 1966 годов был на лётно-испытательной работе в ЛИИ, освоил 140 типов самолётов.
Выполнил первый полёт и провёл испытания самолётов: И-320 ("Р-1"), "150", Ан-8, Ан-10, Ан-12.
Провёл испытания:
- на штопор МиГ-9 и Ла-11;
- испытания МиГ-15 на прямой и перевёрнутый штопор;
- Ан-10 и Ан-12 на критических режимах;
- Ту-95 на больших углах;
- испытания двигателя ТВ-2Т на Ту-4ЛЛ.
В 1949 - 1950 годах участвовал в полётах по отработке системы дозаправки самолёта Ту-4, первым провёл заправку ночью.
Принимал участие в испытаниях Як-15, "СЕ", Ту-126.
В 1956 году окончил Военно-Воздушную академию (в Монино).
В 1966 - 1976 годах был старшим лётчиком - испытателем ОКБ С. В. Ильюшина.
Выполнил первый полёт и провёл испытания Ил-62М.
Участвовал в испытаниях Ил-18, Ил-38, Ил-62, Ил-76.
В 1975 установил 4 мировых авиационных рекорда грузоподъёмности на Ил-76.
С 1975 года - в запасе.
В январе - мае 1976 годов вновь был на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
С 1976 года работал в ОКБ А. С. Яковлева: заместителем начальника ЛИК, начальником ЛИК, ведущим инженером полётным испытаниям.
Заслуженный лётчик - испытатель СССР (1960 год), мастер спорта СССР (1975 год), Генерал - майор авиации (1971 год).
Жил в городе Жуковский Московской области, в последние годы - в Москве.
Умер 30 cентября 1993 года.
Награждён орденами: Ленина (18.11.1944, 22.07.1966), Октябрьской Революции (23.06.1981), Красного Знамени (14.02.1943, 06.08.1943, 01.09.1943, 12.07.1957), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (06.12.1949), Красной Звезды (05.11.1941, 31.07.1948, 26.10.1955, 31.07.1961); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (20.06.1949).
Память.
Похоронен в г. Жуковский на Быковском кладбище.
На родине, в городе Спас-Деменск Калужской области, на Аллее Славы установлен обелиск.
Имя Героя долгое время носила пионерская дружина школы № 7 в городе Смоленск.

Афанасьев Владимир Ильич, лейтенант.
Родился 24 апреля 1921 года в деревне Никандровка (ныне не существует, территория Борисоглебского городского округа Воронежской области). Русский.
В армии с 1939 года.
В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, был оставлен в ней лётчиком-инструктором.
Участник Великой Отечественной войны:
С января по март1942 года младший лётчик 630-го истребительного авиационного полка (с 09.10.43г. 147 Гвардейский истребительный авиационный полк, Северо-Западный фронт).
С марта 1942 - май 1945 года - командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 253-го (с октября 1943 года — 145-го гвардейского) истребительного авиационного полка (Калининский фронт, Западный фронт ПВО и 2-й Прибалтийский фронт). За время войны совершил более 300 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3 и Ла-5, в воздушных боях лично сбил 11 и в группе 5 самолётов противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях, старшему лейтенанту Афанасьеву Виктору Ильичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» №3330.
После войны продолжал службу в ВВС.
С 1946 подполковник Афанасьев - в запасе.
Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 ст., медалями.
Жил в Москве. Умер 20 мая 1979 года.
Память.
Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок 9-3).

Часнык Николай Леонтьевич, лейтенант.
Родился 26 октября 1921 года в городе Орше, ныне Витебской области, в семье железнодорожника. Окончил 10 классов и 2 курса Московского медицинского института. С 1940 года в рядах Красной Армии, в 1941 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Около полугода служил там лётчиком - инструктором.
С февраля 1942 года старшина Н.Л. Часнык в действующей армии.
По сентябрь 1942 года служил в 630-м ИАП (с 9 октября 1943 года 147 ИАП), летал на И-16 и "Киттихауке". Сражался на Северо - Западном фронте.
С сентября 1942 года по июль 1944 года - в 910-м ИАП (148-м ГвИАП ОН), где летал на Як-7 и Як-9.
К апрелю 1944 года заместитель командира эскадрильи 148-го Гвардейского истребительного авиационного полка особого назначения (148-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны) Гвардии старший лейтенант Н.Л. Часнык выполнил 685 боевых вылетов. Провёл 39 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 и в составе группы 10 самолётов противника.
7 июля 1944 года одержал последнюю победу (в паре), но и сам был сбит огнём зенитной артиллерии противника, попал в плен и был освобождён после войны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" № 8010.
После войны до 1958 года служил в Войсках ПВО.
В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию.
С 1958 года Гвардии полковник Н.Л. Часнык - в запасе.
Жил в Ростове на Дону.
С 1959 года работал в Северокавказском управлении Гражданской авиации.
Умер 7 декабря 1995 года.
Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.
Из истории аэродрома «Дядьково». https://r76.su/news/25
Первые жилые дома на территории микрорайона Сокол появились в начале 1930-х годов. Их строили для военных летчиков, которые работали на военном аэродроме «Дядьково». В то время летчиков обычно называли соколами. От этого наименования и пошло название поселка.
1948г. базировались на аэродроме "Дядьково":
- 181-й гвардейский истребительный авиационный полк 303 иад;
- 177-й истребительный авиационный полк 303-й иад.
1950г. базировался
- 735-й истребительный авиационный полк 100-й иад.
1953г. базировались:
- 147-й гвардейский истребительный полк 133 иад;
- 726-й истребительный авиационный полк 133 иад.
15.04.1960г. расформирован 147 гиап.
17.04.1960г. расформирован 726 иап.
1960г. переданы:
- военный городок «Сокол», в котором находился штаб (управление) 133 иад передан под штаб 48 зенитному ракетному полку (в/ч 52146);
- взлетно-посадочная полоса и технические сооружения аэродрома «Дядьково» переданы в распоряжение города Ярославль для создания гражданского аэродрома.
Материал подготовил Анатолий Чалый.