Карачиха история
Начало ХХ века Советская авиация

Ярославский аэроклуб. Хозяева синих небес…

В третий раз 18 августа 1935 года собрались трудящиеся Ярославля на аэродроме, чтобы торжественно отметить Всесоюзный праздник советской авиации. По массовости и оформлению он был самым крупным мероприятием аэроклуба с момента его зарождения. Торжества начались в 2 часа дня 50-тысячным митингом. Был зачитан приказ о выпуске 23 планеристов и 27 парашютистов; среди последних были три девушки: Зоя Шитенева, Зина Скорикова, Эльза Янсон. На митинге аэроклубу было присвоено имя первого секретаря Обкома ВКП(б) – И. П. Носова.
Летная программа праздника открылась показом полетов авиамоделей и планеров. После  семь самолетов У-2, пройдя аэродром в строю «Клин» и разойдясь, показали фигурный пилотаж. К середине воздушной арены приближается одиночный самолет, с него отделяется точка. Это прыгает летчик-комсомолец Василий Мочалов, комсорг аэроклуба. Он благополучно приземляется. И вот в воздухе четыре самолета – с них одновременно прыгают: В. Мочалов, А. Трофимов, В. Осьмаков, П. Писарев. Это первый групповой прыжок в Ярославле.
Парашютисты аэроклуба произвели прыжки в этот день и в других городах и пунктах Ярославского района. Так Василий Осьмаков второй прыжок с самолета выполнил в Тутаеве. До позднего вечера продолжался праздник на летном поле. Трудящиеся прямо на аэродроме жертвовали трудовые рубли на развитие сильного советского Воздушного Флота.
В 4 часа дня на аэродроме приземлился самолет «Московский колхозник» из агит-эскадрилии имени Максима Горького, совершивший агит-полет по проверке школ к новому Учебному году (по заданию Наркома РСФСР). Московского гостя встретили в воздухе и сопровождали до посадки три самолета аэроклуба. На следующий день – 1 сентября 1935 года – XVI Международный Юношеский день в 6 часов вечера звено самолетов аэроклуба приветствовало над Советской площадью 60-тысячную демонстрацию ярославских школьников. Красивое зрелище представляла она с высоты птичьего полета. 
2 сентября 1935 года в Москве был дан страт 34 легким самолетам, начавшим большой Всесоюзный перелет легкомоторных самолетов. Маршрут перелета имел общую протяжённость более 5000 км и охватывал различных районы страны и разнообразными климатическими и рельефными условиями. Он имел контрольные пункты: Москва - Горький - Пермь (Молотов) - Свердловск – Челябинск – Магнитогорск – Оренбург (Чкалов) – Куйбышев – Саратов – Сталинград – Луганск (Ворошиловград) – Сталино – Днепропетровск – Киев – Москва. В этот ответственный перелет от коллектива Ярославского аэроклуба был выведен комсомольский экипаж: летчик Василий Мочалов и техник Георгий Петрович Бирюков. Предварительно В. Мочалов прошел отборочные испытания в городе Иванове. «Через горы, сквозь ветры и туманы» комсомольский экипаж безаварийно, точно провел машину по маршруту. 14 сентября в 5 часов вечера, невзирая на сильный дождь, более 1000 комсомольцев встречали возвращающихся своих посланцев. Они долго качали на руках обоих аэроклубовцев, привезших в аэроклуб и Ярославль трудную победу, поднесли им букеты цветов. На коротком митинге В. Мочалов и Г. Бирюков поделились с комсомольцами воспоминаниями о многочисленных трудностях, которые пришлось одолеть им в пути. За успешное завершение перелета победители были награждены Почетными Грамотами ЦС Осоавиахима, нагрудными значками и премиями (В. Мочалова премировали 1000 рублями). Таковы были итоги борьбы.
С риском для жизни…
Героический поступок совершил инструктор-комсомолец Яков Иванович Тимохин во время исполнения служебных обязанностей. Это случилось 9 сентября 1935 года в одном из полетов, при отрыве самолета, левая амортизационная стойка шасси выпала из верхнего стакана в результате среза болта, что грозило при посадке тяжелым летным происшествием. Набрав 1100 метров инструктор Тимохин передал управление самолетом учлету Тихоновскому, который еще не летал самостоятельно, вылез на крыло и захватив выпавшую ножку ногами, пытался поставить ее на место. Это полностью не удалось сделать, тогда Тимохин притянув стойку ремнем к ленте-расчалке, принял решение садится на правое колесо. Молодой инструктор, работавший всего третий месяц, мастерски посадил самолет, сохранив экипаж и машину. Начальник аэроклуба Н. С. Кулик объявил летчику Тимохину и учлету Тихоновскому благодарность и наградил летчика 150 рублями. Аналогичные случаи имели место в практике у инструкторов: Гусевой, Кардонова, Варакиной; все они завершились благополучно.
27 октября 1935 года Центральный Совет Осоавиахима, идя навстречу пожеланию трудящихся Ярославля, постановил удовлетворить ходатайство коллектива аэроклуба и трудящихся Ярославского района и присвоил Ярославскому аэроклубу имя товарища Носова Ивана Петровича, первого секретаря Ивановского Областного комитета ВКП(б), члена ЦК ВКП(б).
Осенью в аэроклуб пришел работать пилот-паритель класса «Б» Григорий Петрушин, позднее ставший начальником планерной станции. Успешно завершив летний сезон, планерная станция, имея в наличии 11 планеров, подготовила 115 планеристов и кроме того руководила работой 7 планерных кружков. Кончался яркий, насыщенный многими радужными событиями 1935 год, приближалась XVIII-я годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции. Праздник выдался с пасмурной погодой; но несмотря на это, в хмуром дождливом небе родного города самолеты аэроклуба еще раз пролетели приветливым строем над ликующей праздничной демонстрацией трудящихся.
Материал подготовлен к публикации Т.И. Клопышкиной и А.В. Клопышкиным.