Общая история

Звено скоростных бомбардировщиков «Ярославский тормозник»

Великая Отечественная война
В годы Великой Отечественной войны ярославцы активно собирали деньги на строительство самолетов. Так, ярославские пионеры в октябре 1941 года начали сбор средств на строительство боевой техники. На собранные ими 583 тысячи рублей было построено звено истребителей «Ярославский пионер». Ярославские комсомольцы к декабрю 1942 года собрали деньги на строительство 20 штурмовиков Ил-2. На борту этих самолетов была надпись "Ярославский комсомолец".

Председатель колхоза "Новый путь" Гаврилов - Ямского района Пётр Александрович Першин и его жена Анастасия Фёдоровна в 1943 году на личные сбережения приобрели самолёт Ла-5 для своего сына лётчика Анатолия. Надписью на фюзеляже:  "От отца Першина Петра Александровича - сыну лётчику Анатолию Петровичу Першину". 
Рабочие и служащие Ярославского тормозного завода (сейчас Ярославский радиозавод) в 1941 году собрали деньги на строительство боевого самолета, а в 1943 году целого звена скоростных бомбардировщиков «Ярославский тормозник».
В период 1941–1945 гг. на заводе широко развернулось стахановское движение, для премирования был создан натуральный фонд. В связи с успешным выполнением квартальной программы в 1941 г. в адрес коллектива тормозного завода поступило поздравление начальника Главного управления транспортного машиностроения (ГАЯО, фонд № Р-490). Один из боевых самолетов, построенных на деньги рабочих, даже носил имя «Ярославский тормозник».
4 марта 1943 года на завод пришла телеграмма:
«Прошу передать рабочим, работницам, служащим Ярославского тормозного завода, собравшим 300 000 рублей на строительство звена скоростных бомбардировщиков «Ярославский тормозник» мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин».

Материал подготовил А.В. Серов
Источник: сайт мэрии города Ярославля Трудовой вклад жителей города Ярославля в достижение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов; 
Государственный архив Ярославской области, фонд № Р-490.