Общая история

455-й авиационный полк Авиации Дальнего Действия

Великая Отечественная война
Фрагмент карты Ярославской области с военными аэродромами на апрель 1942 года (источник – ЦАМО, ф.35 оп. 11237)

Сначала полк воевал в составе 133 дальнебомбардировочной авиадивизии.
30 октября 1941 года – уничтожение войск противника в районе элеватора г. Калинин
18 октября - силами полка разрушен шоссейный мост через Волгу у Калинина.
11 ноября – бомбардировка вражеских войск в г. Тихвин
5 декабря 1941 года – бомбардировка мехколонн противника в районе г. Клин.
24 января 1942 года – вылет на бомбардировку Смоленска
19 февраля 1942 года – бомбардировка железнодорожного узла Вязьма.
Начиная с 11 апреля 1942 года 455 АП ДД (авиаполк дальнего действия), или по-другому – 455 ДБП (так он обозначен в журнале боевых действий), как и 42 АП ДД, проводил контрольно-тренировочные полеты и ремонтировал матчасть.
Основной аэродром базирования – Туношное (сейчас – Туношна) на правобережье Ярославского района Ярославской области, здесь же находился и штаб полка. Запасной, он же учебный аэродром – Рыбницы (левобережье Некрасовского района Ярославской области). Если быть точнее, то сам аэродром находился возле деревни Свечкино, где была расквартирована по домам местных жителей часть лётчиков. Остальной лётный состав жил в Рыбницах. Здесь же, в здании бывшей сельской школы, находился и штаб оперативной группы полка. Позднее, в нем разместился детский дом для эвакуированных детей из Ленинграда. Сегодня в этом доме находится музей скульптора А. М. Опекушина
Дом-музей скульптора А. М. Опекушина в с. Рыбницы, левобережье Некрасовского района Ярославской области. В 1942 году здесь размещался штаб оперативной группы 455-го дальнебомбардировочного авиаполка (открытый источник)
Старожилы рассказывали, что после войны на аэродроме находили макеты учебных авиабомб, сделанные из бетона. Штаб дивизии был дислоцирован в Ярославле. Основной аэродром базирования 42 АП ДД – Староселье под Рыбинском.
16 апреля полк получил пополнение в количестве 7 самолетов Ил-4 из города Комсомольск.
Всю весну 1942 года бомбардировщики 455 ДБАП, вылетая на боевые задания, использовали аэродром г. Мышкин в качестве «аэродрома подскока». Здесь собирались боевые группы самолетов.
18 апреля - произведена бомбардировка железнодорожного узла Луга.
19 апреля - совместно с силами 42 АП ДД бомбардировали железнодорожный узел Дно.
22 апреля - вылетали на бомбардировку аэродрома Гривочки.
23 апреля - уничтожались вражеские эшелоны на станции Дно, а также в городе Демянск.
26 апреля - 3 самолета полка произвели посадку на оперативный аэродром Максатиха в Калининской (Тверской) области.
30 апреля – бомбардировка аэродрома Сольцы совместно с силами 42 ДБП (дальнебомбардировочный полк).
Со 2 мая – вылеты на бомбардировку аэродрома Рельбицы.
22 мая - вернулся на аэродром базирования самолет с места вынужденной посадки в районе города Любим.
23 мая - на оперативный аэродром в районе Мурманска осуществила перелет группа из 10 самолетов.
29 .... - произведен первый налет на аэродром Лаксельвен (Норвегия) 7-ю самолетами.
3 июля - на основной аэродром вернулся из командировки в Кострому личный состав.
В журнале боевых действий за 9 июня 1942 года есть запись: «С аэродрома Рыбницы произведено 32 учебных полета по кругу».
14 июня, согласно журналу боевых действий, на аэродром Рыбницы возвратились 7 самолетов из оперативной группы с севера.
15 июня - 2 самолета полка перелетели с оперативного аэродрома (из-под Мурманска) на аэродром Туношное (Туношна).
Со 2 августа начались вылеты по уничтожению вражеских эшелонов железнодорожного узла на юге Ржева.
5 августа в журнале боевых действий можно прочитать следующее: «Произведено фотографирование одним фотоаппаратом НАФА-19 железнодорожного узла Вязьма, фильм обрабатывается».
9 августа - состоялись очередные налеты по бомбардировке железнодорожных узлов Вязьма, Гжатск, и Ржев.
В ночь на 20 августа самолеты полка бомбили Данциг.
21 августа – бомбардировка основных целей – железнодорожных узлов Праги и Варшавы.
2 сентября состоялся очередной вылет на бомбардировку железнодорожных узлов в городах Прага и Варшава.
4 сентября – бомбардировка железнодорожных узлов Будапешт и Кенигсберг.
15 сентября 1942 года – бомбардировка города Лаксельвен силами группировки «Север-2» с аэродрома, расположенного в губе Грязная (это под Мурманском). В этот же день состоялись налёты на порт Петсамо, аэродромы Киркенес, Кемиярви, железнодорожную станцию Куолоярви.

Материал подготовил Александр Истомин