
Недолго пришлось служить Николаю Николаеву в мирной обстановке, 22 июня началась Великая Отечественная война. После первых боевых операций на Балтике, Николай писал на Родину: "…я уже несколько раз летал на боевые здания. Был среди огня и снарядов, успел почувствовать, что такое война. Враг малосердечен, жесток и коварен, по-моему, мы отвечаем тем же в том, что фашисты будут разбиты - нет никакого сомнения, но нужно крепко подраться нам, а вам для успеха на фронте необходимо честно поработать на поле, ибо каждый грамм хлеба сейчас нужен армии, как никогда".





Один из многих
Из переулка на деревенскую улицу выскочила шумливая ватага босоногих мальчишек -Поднимается, поднимается, - кричали они. Но деревянный аэроплан, похожий на подбитую стрекозу, который тащил на верёвке коренастый мальчуган, вовсе не поднимался. Он беспощадно подпрыгивал на выбоинах и кочках, цепляя землю то одним, то другим крылом-деревяшкой. Это казалось, нисколько не смущало мальчишку, продолжавшего стремительный бег. Только окончательно убедившись, что его самолёт не взлетит, он остановился, улыбнулся, стараясь скрыть огорчение, и сказал сверстникам:
- Новый сделаю, такой, что полетит! Вот увидите!
- Я вот тебя выпорю, так ты у меня сделаешь, сорванец, - крикнула в окно мать.
- Вечно всякие выдумки. Иди-ка лучше обедать.


Прошёл год. Николаев – студент, продолжал верить в мечту детских лет стать летчиком. Словно магнит, тянул его эта бездонная глубина неба, эти широкие воздушные просторы. Ему было 18 лет, и в нагрудном кармашке, у самого сердца, лежал комсомольский билет.
- Ребята, - сказал однажды Николай товарищам, - не быть мне учителем, честное слово. Не считайте меня трусом, не малодушничаю я. Душа не лежит, как говорится. Подал заявление в Тамбовское училище гражданского воздушного флота. 1934 год. Получил вызов. Простился с друзьями. Уехал. Учёба понравилась. Время летело быстро. Каждый день приносил новое, увлекательное.

- Не то, - говорил он в такие дни младшему брату Михаилу.
- Скорости не те, тихоходы мы. Эх, стать бы военным летчиком! Во, это я понимаю! Простор!
Николаю посчастливилось. За хорошую работу командование аэроклуба. В октябре 1939 года направило его в военно-морское авиационное училище имени Сталина. Трудолюбивый и настойчивый курсант Николаев успешно оставил сложное мастерство морского военного лётчика. Вот что говорится в заключительной аттестации курсанта летчика: Николаев идеологически выдержан, морально устойчив, делу партии Ленина и Родине предан. Обладает организаторскими способностями, дистиллирован, значкист ГТО второй ступени. Летает "грамотно". К делу относятся с любовью. Вывод: может быть использован в скоростной авиации". Скупо, но предельно ясно. Мечта сбылась.
- Вот, я и лётчик! - сказал Николай матери, приехав в краткосрочный отпуск в родную деревню.
- И не просто летчик, а военный. Поверь, мама, это большое счастье. Это как интересно.

Выросла заметно, выглядит хорошо, а самое главное стала петь песни и говорить... Жалко, что Колю не приходится увидеть. Тоже, рассказывает Анечка, очень хороший парень, после болезни поправился и теперь настоящий толстяк, причём симпатичный. Выпивает по литру молока в день и кашу ест по-взрослому. Работает хорошо, Ваш Николай.
"Грозный июнь 1941 года Николай встретил под Ленинградом. Для комсомольца Николаева началась боевая жизнь. В том, что коварный враг будет разгромлен, что советские люди отстоят мать Родину, он ни на минуту не сомневался. Вот письмо, написанное через две недели после начала войны.
Ответ на запрос учеников 6 «а» Рязанцевской средней школы брату Николая Ивановича Николаева - Михаилу Николаеву.

Будучи комсомольцем Николай организовал в колхозе избу-читальню, приобрел библиотеку, организовал драматический кружок молодежи. Постановки ставил в колхозах и Рязанцеском клубе. У Николая с детства была мечта стать лётчиком. Находясь в Педагогическом техникуме в 1934 году, Николай поступил в школу гражданской авиации в городе Тамбове. В 1937 году его мечта осуществилась и он стал летчиком. До 1939 года Николай был инструктором летчиком, обучая молодежь летному делу в пригороде Москвы. В 1940 году Николай окончил с большим успехом школу военно-морских летчиков города Ейска, получив благодарность от командования училища.
Война Николая застала на Балтийском море. Он в первом письме писал своей матери: "Я уже несколько раз летал на боевые задания. Был среди огня и снарядов, успел почувствовать, что такое война. Враг немилосерден, жесток и коварен, но мы ему отвечаем тем же. В том, что фашисты будут разбиты - нет никакого сомнения, но нужно крепко с ними подраться нам, а вам для успеха на фронте необходимо честно работать в поле, ибо каждый пуд хлеба сейчас нужен Армии как никогда".
Во время войны мне приходилось встречаться с Николаем трижды, очень хотелось у него узнать о его подвигах, но Николай был скуп на рассказы о своих боевых делах. Во время войны я следил за газетами, в которых писали о боевых действиях черноморской авиации. Я собрал много рассказов и сообщений, выдержки из которых я частично сообщу вам. Около Севастополя в 1933 года неприятель сосредоточил большой караван судов. На перехват караван были направлены три эскадрильи, из которых возглавлял одну Гвардию капитан Николаев. Николай первым бросает свои самолёты в атаку - сваливается на зенитки, давит их пулеметно-пушечным огнем, прижимая вражеских артиллеристов к палубе, гонит их от орудий, а затем на корабли посыпались бомбы. В результате вражеские транспорты были потоплены с живой силой. На его боевом счету десятки разбитых быстроходных барж, около 30 самолётов, несколько десятков танков, около 1500 живой силы противника.

После освобождения Крыма в мае 1944 года его часть переводится на Балтику. Это сообщение Николай встретил с радостью "Начал воевать на Балтике и кончу там - рассчитаюсь с фрицами".
В Выборгском заливе финское командование сосредоточило большое количество транспортов, быстроходных десантных барж и других морских судов. Тогда была поставлена задача штурмовой авиации под командованием Гвардии капитана Николаева уничтожить транспорты противника. В этой операции исключительную отвагу проявил Николай, несмотря на плотный зенитный огонь врага. Он с первого захода потопил транспорт водоизмещением 1200 тонн и сторожевой катер. Второй заход обошелся неприятелю ещё дороже - прямым попаданием потопил транспорт 3000 тонн. Вышли все бомбы. Тогда Николай возвратился на аэродром, пополнил боевой запас и вновь стал громить врага. Но это был последний боевой вылет Героя. Штурмовик оказался подбит и загорелся в воздухе. Николай бросает самолет на корабль противника и ценой своей жизни взрывает его, пуская на дно с живой силой. Так, геройски погиб 18 июня 1944 года ваш земляк - Герой Советского Союза Гвардии капитан Николаев Николай Иванович повторив подвиг капитана Гастелло.

Николай Иванович Николаев
Воинское звание: мл. лейтенант; гв. ст. лейтенант; ст. лейтенант
Воинская часть: 1 гвардейский минно-торпедный авиационный полк военно-воздушных сил 18 штурмовой авиационный полк
Награды: Орден Красного Знамени (трижды) 08.12.1941, 16.12.1941, 18.02.1942.
Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда») 16.05.1944



Материал подготовили к публикации: в 1966 году - учащиеся 6 «а» Рязанцевской средней школы, в 2021 году - Арина Зимина (ученица 8 «б» средней школы №74 им. Ю.А. Гагарина), А.В. Серов., О.В. Тювина.
Использованы материалы музея -усадьба Ганшиных, Память народа, Яркипедия.