Южный история

Якурнов Иван Федорович

Великая Отечественная война


Иван Федотович Якурнов родился 25 октября 1912 года в деревне Емаевщина Нолинского уезда, Вятской губернии (с 30 июля 2000, Ульяновск) в семье крестьянина. Русский. Окончил рабфак, работал на заводе «Профинтерн» в Некрасовском районе Ярославской области. В 1938 году окончил Ульяновскую школу лётчиков-инструкторов Осоавиахима. Работал лётчиком-инструктором в Рыбинском аэроклубе.
В Красной Армии с августа 1942 года. На фронтах Великой Отечественной войны с января 1943 года. Лётчик-штурмовик, командир звена, эскадрильи 92-го гвардейского штурмового авиационного полка 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, заместитель командира авиаполка по технике пилотирования.
Воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Член КПСС с 1943 года.
Участвовал в Курской битве, битве за Днепр, Житомирско-Бердичевской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Берлинской и Пражской операциях, в том числе в боях за города Белгород, Киев, Житомир, Белая Церковь, Винница, Каменец-Подольский, Тернополь, Львов, Сандомир, Ченстохов, Бреслау (Вроцлав), Котбус, Берлин, Прага.
Командир эскадрильи 92-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии старший лейтенант Якурнов к июню 1944 года совершил 109 боевых вылетов, из них 70 — на штурмовку войск противника, 18 — на разведку, 21 — на свободную «охоту», в которых уничтожил и повредил: 103 автомашины, 15 танков, 26 вагонов, 4 цистерны и горючим, 2 паровоза, 4 склада с боеприпасами, 5 полевых орудий, до 200 солдат и офицеров, в воздушных боях сбил 1 самолёт противника.
В общей сложности за годы Великой Отечественной войны совершил 201 боевой вылет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Якурнову Ивану Федотовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2275).
С июля 1946 года майор Якурнов — в запасе. Окончил курс обучения в лётном центре ГВФ в городе Баку. Жил в Ульяновске. Работал лётчиком-инструктором, диспетчером службы движения Ульяновской школы высшей лётной подготовки ГВФ. Перед выходом на пенсию работал в Ульяновском музее истории гражданской авиации на аэродроме Баратаевка (Ульяновск). Умер 30 июля 2000 года. Похоронен в Ульяновске на Северном (Ишеевском) кладбище.

Материал Ярослаского аэроклуба (создан в середине ХХ века)
Большой трудовой путь прошёл Иван Якурнов прежде чем поднялся на крылья в воздух.
Будущий лётчик родился в 1912 году в деревне Емаевщино Молотовского района Кировской области. Большая семья вынудила Ваню рано уйти на заработки. Проучившись 4 класса, мальчик стал помогать родителям по хозяйству, а затем в 1929 году уехал на Урал, где год работал плотником.
В 1930 году Ваня Якурнов переехал в Ленинград и вначале работал чернорабочим на Ижорском заводе. В 1933 году юноша поступил работать грузчиком в Ленинградский торговый порт и одновременно учился на вечернем факультете, окончив его в 1937 году.
В 1936 году осуществилось вступление комсомольца в авиацию. Без отрыва от работы Якурнов занимался в планерном кружке, потом учился в планерной школе и школе инструкторов-планеристов. На другой год Иван Якурнов закончил Ленинградский аэроклуб и был направлен в Ульяновскую школу инструкторов-лётчиков, которую закончил в 1939 году. Следующие два года молодой лётчик работал в Рыбинском аэроклубе.
В ноябре 1941 году, после закрытия Рыбинского аэроклуба, Якурнов перешёл в Ярославский аэроклуб, где работал сначала инструктором, затем командира звена (на «Красном Профинтерне»).
В августе 1942 года, после упразднения Ярославского аэроклуба, Якурнов прибыл в Чебоксары, где переучился на лётчика-штурмовика, прошёл боевое применение.
В начале 1943 года в дивизии генерала Г. Байдукова Иван Якурнов начал свою фронтовую службу.
От рядового лётчика до командира эскадрильи – таков славный путь воина. Первый боевой вылет Якурнов совершил на Калининском фронте. Он быстро вошёл в строй и стал храбрым боевым лётчиком. С Калининского фронта лётчик попал на Степной фронт, дрался с фашистами за Белград, Киев, Львов, Варшаву; освобождал Румынию, Трансильванию, Венгрию; громил врага в Будапеште, на озере Балатон, в Братиславе и Вене. Боевой счёт Якурнова закрылся в 180 км от Праги.
174 успешных боевых вылетов совершил штурмовик за годы войны, из них 12 вылетов ночью и 20 вылетов «охотником» в сложных метеорологических условиях.
Памятны лётчику штурмовика ж.д. станции Мироновка, где он сжёг три цистерны с горючим; разрушение ж.д. путей и уничтожение двух эшелонов в районе Белой церкви; ночной налёт на станцию Дережня, где он взорвал два состава с боеприпасами; ночную бомбёжку ж.д. станции Кросне (близ Львова), за которую Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Ивану Фёдоровичу Якурнову было присвоено Звание Героя Советского Союза.
12 правительственных наград украсили грудь гвардии майора Ивана Якурнова.
В 1946 году по собственному желанию Якурнов демобилизовался из Советской армии и поступил на службу в Гражданский Воздушный Флот; вначале работал лётчиком на линии, затем перешёл инструктором в школу высшей подготовки ГВФ, где командиром звена работает и сейчас. Иван Якурнов пробыл в воздухе более 7000 часов, налетал около двух миллионов километров; за безаварийную работу и налёт один миллион километров, награждён орденом «Знак почёта».
«Быть инструктором, учить молодёжь лётному делу, считаю самой почётной и благородной задачей. Выполнению этой задачи посвящаю свою жизнь» - эти слова Ивана Якурнова могут служить эпилогом его замечательной биографии.
Славная жизнь боевого лётчика вдохновляет на дерзания и подвиги молодых советских патриотов.
Стенд на аллее Героев Ярославского АСК ДОСААФ России

Источник: Сайт "Память народа" Википедия, архивы Ярославского АСК ДОСААФ России.

Материал подготовлен к публикации: А.В. Серовым, Т.И. Клопышкиной и А.В. Клопышкиным.