Южный история
Великая Отечественная война Советская авиация

Якурнов Иван Федотович


Иван Федотович Якурнов родился 25 октября 1912 года в деревне Емаевщина Нолинского уезда, Вятской губернии (с 30 июля 2000, Ульяновской) в семье крестьянина. Русский. Окончил рабфак, работал на заводе «Красный Профинтерн» в Некрасовском районе Ярославской области. В 1938 году окончил Ульяновскую школу лётчиков-инструкторов ОСОАВИАХИМа. Работал лётчиком-инструктором в Рыбинском аэроклубе.
В Красной Армии с августа 1942 года. На фронтах Великой Отечественной войны с января 1943 года. Лётчик-штурмовик, командир звена, эскадрильи 92-го гвардейского штурмового авиационного полка 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, заместитель командира авиаполка по технике пилотирования.
Воевал на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Член КПСС с 1943 года.
Участвовал в Курской битве, битве за Днепр, Житомирско-Бердичевской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Берлинской и Пражской операциях, в том числе в боях за города Белгород, Киев, Житомир, Белая Церковь, Винница, Каменец-Подольский, Тернополь, Львов, Сандомир, Ченстохов, Бреслау (Вроцлав), Котбус, Берлин, Прага.
Командир эскадрильи 92-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии старший лейтенант Якурнов к июню 1944 года совершил 109 боевых вылетов, из них 70 — на штурмовку войск противника, 18 — на разведку, 21 — на свободную «охоту», в которых уничтожил и повредил: 103 автомашины, 15 танков, 26 вагонов, 4 цистерны и горючим, 2 паровоза, 4 склада с боеприпасами, 5 полевых орудий, до 200 солдат и офицеров, в воздушных боях сбил 1 самолёт противника.
В общей сложности за годы Великой Отечественной войны совершил 201 боевой вылет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Якурнову Ивану Федотовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2275).
С июля 1946 года майор Якурнов — в запасе. Окончил курс обучения в лётном центре ГВФ в городе Баку. Жил в Ульяновске. Работал лётчиком-инструктором, диспетчером службы движения Ульяновской школы высшей лётной подготовки ГВФ. Перед выходом на пенсию работал в Ульяновском музее истории гражданской авиации на аэродроме Баратаевка (Ульяновск). Умер 30 июля 2000 года. Похоронен в Ульяновске на Северном (Ишеевском) кладбище.
Материал Ярославского аэроклуба (создан в середине ХХ века)
Большой трудовой путь прошёл Иван Якурнов прежде чем поднялся на крылья в воздух.
Будущий лётчик родился в 1912 году в деревне Емаевщино Молотовского района Кировской области. Большая семья вынудила Ваню рано уйти на заработки. Проучившись 4 класса, мальчик стал помогать родителям по хозяйству, а затем в 1929 году уехал на Урал, где год работал плотником. В 1930 году Ваня Якурнов переехал в Ленинград и вначале работал чернорабочим на Ижорском заводе. В 1933 году юноша поступил работать грузчиком в Ленинградский торговый порт и одновременно учился на вечернем факультете, окончив его в 1937 году.
В 1936 году осуществилось вступление комсомольца в авиацию. Без отрыва от работы Якурнов занимался в планерном кружке, потом учился в планерной школе и школе инструкторов-планеристов. На другой год Иван Якурнов закончил Ленинградский аэроклуб и был направлен в Ульяновскую школу инструкторов-лётчиков, которую закончил в 1939 году. Следующие два года молодой лётчик работал в Рыбинском аэроклубе.
В ноябре 1941 году, после закрытия Рыбинского аэроклуба, Якурнов перешёл в Ярославский аэроклуб, где работал сначала инструктором, затем командира звена (на «Красном Профинтерне»).
В августе 1942 года, после упразднения Ярославского аэроклуба, Якурнов прибыл в Чебоксары, где переучился на лётчика-штурмовика, прошёл боевое применение.
В начале 1943 года в дивизии генерала Г. Байдукова Иван Якурнов начал свою фронтовую службу.
От рядового лётчика до командира эскадрильи – таков славный путь воина. Первый боевой вылет Якурнов совершил на Калининском фронте. Он быстро вошёл в строй и стал храбрым боевым лётчиком. С Калининского фронта лётчик попал на Степной фронт, дрался с фашистами за Белград, Киев, Львов, Варшаву; освобождал Румынию, Трансильванию, Венгрию; громил врага в Будапеште, на озере Балатон, в Братиславе и Вене. Боевой счёт Якурнова закрылся в 180 км от Праги.
174 успешных боевых вылетов совершил штурмовик за годы войны, из них 12 вылетов ночью и 20 вылетов «охотником» в сложных метеорологических условиях.
Памятны лётчику штурмовика ж.д. станции Мироновка, где он сжёг три цистерны с горючим; разрушение ж.д. путей и уничтожение двух эшелонов в районе Белой церкви; ночной налёт на станцию Дережня, где он взорвал два состава с боеприпасами; ночную бомбёжку ж.д. станции Кросне (близ Львова), за которую Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии старшему лейтенанту Ивану Фёдоровичу Якурнову было присвоено Звание Героя Советского Союза.
12 правительственных наград украсили грудь гвардии майора Ивана Якурнова.
В 1946 году по собственному желанию Якурнов демобилизовался из Советской армии и поступил на службу в Гражданский Воздушный Флот; вначале работал лётчиком на линии, затем перешёл инструктором в школу высшей подготовки ГВФ, где командиром звена работает и сейчас. Иван Якурнов пробыл в воздухе более 7000 часов, налетал около двух миллионов километров; за безаварийную работу и налёт один миллион километров, награждён орденом «Знак почёта».
«Быть инструктором, учить молодёжь лётному делу, считаю самой почётной и благородной задачей. Выполнению этой задачи посвящаю свою жизнь» - эти слова Ивана Якурнова могут служить эпилогом его замечательной биографии.
Славная жизнь боевого лётчика вдохновляет на дерзания и подвиги молодых советских патриотов.
Биография составлена Валерием Воробьевым (1964—2013)
Когда началась Великая Отечественная война, Иван Якурнов работал лётчиком-инструктором в аэроклубе города Рыбинска Ярославской области. В военкомате, куда он немедленно обратился, ему отказали, посоветовав продолжать «ковать» такие нужные лётные кадры для авиационных военных училищ.
В 1942 году все аэроклубы были «военизированы», и Якурнов был призван в армию, получил звание младшего лейтенанта, но всё также продолжал оставаться лётчиком-инструктором. Полтора военных года он отдал этому нелёгкому делу.
В январе 1943 года, наконец, его очередной рапорт был удовлетворён, и младший лейтенант Якурнов был направлен в запасной авиационный полк Воронежского фронта для овладения боевой машиной – штурмовиком Ил-2. И только в июне 1943 года, накануне начала Курской битвы, он с пополнением прибыл в состав действующего штурмового авиаполка Воронежского фронта.
Свой первый боевой вылет Якурнов совершил 3 августа 1943 года на штурмовку вражеских войск, оборонявших Белгород. За месяц боевой работы по освобождению Белгородской и Сумской областей он уничтожил столько живой силы и техники противника, что в конце августа он уже был награждён первым боевым орденом Красного Знамени.
В сентябре Якурнов стал лейтенантом, и ему доверили командование звеном. Своё звено он водил на штурмовку противника, контратакующего наши войска на Букринском плацдарме, уничтожая его в районах Григоровки, Великого Букрина, Куриловки, Шандры. А в ноябре звено Якурнова штурмовало позиции врага на окраинах Киева. На следующий день после освобождения столицы Украины, лейтенант Якурнов был удостоен второго ордена Красного Знамени. К концу ноября 1943 года он выполнил уже 58 боевых вылетов.
В декабре 1943 года в Житомирско-Бердичевской и в последовавшей следом Проскуровско-Черновицкой операциях старший лейтенант Якурнов участвовал уже в качестве командира эскадрильи. Он лично и его подчинённые внесли большой вклад в разгром фашистов на этих направлениях, за что авиаполк получил гвардейское знамя и стал 92-м гвардейским Каменец-Подольским штурмовым авиаполком. Сам командир за свою боевую работу в этот период был награждён 2-я орденами – Отечественной войны 2-й степени и Александра Невского. Вот ряд эпизодов из его послужного списка.
11 марта 1944 года Якурнов обнаружил на дороге Немиров – Винница сплошную автоколонну с живой силой и грузами, численностью до 2000 единиц. Произведя 8 атак по автоколонне, он лично уничтожил 10 автомашин противника.
28 марта 1944 года, командуя группой из 8 Ил-2, Якурнов атаковал прорвавшиеся танки в районе города Броды, в результате чего лично уничтожил 4 танка и 3 автомашины.
3 апреля 1944 года с четвёркой штурмовиков атаковал штабы немецкой танковой дивизии и её подразделений в населённом пункте Борщув, уничтожив до 10 автомашин.
5 апреля 1944 года, командуя группой в 6 Ил-2, атаковал вражеские танки, двигавшиеся по дороге Бережаны – Подгайцы, в результате чего лично уничтожил 4 танка и 4 автомашины. При выходе из боя группа была атакована большим количеством истребителей противника. Штурмовик Якурнова был повреждён, а воздушный стрелок тяжело ранен. В этом бою Якурнов не только ушёл от врага, но и пушечно-пулемётным огнём сбил один Ме-109.
Всего в период с ноября 1943 года по начало июня 1944 года гвардии старший лейтенант Якурнов совершил 51 боевой вылет. А с учётом предыдущего количества число вылетов стало 109, за что вышестоящим командованием он был представлен к званию Героя Советского Союза.
Летом 1944 года, накануне начала Львовско-Сандомирской операции, гвардии старший лейтенант Якурнов участвовал в боевых вылетах по нарушению железнодорожных перевозок в тылу врага на Львовском направлении, а в июле-сентябре – в штурмовках гитлеровских войск, яростно контратакующих наши рубежи обороны за Вислой на завоёванном плацдарме в районе польского города Сандомир. Здесь самолёт комэска однажды был подбит, и лётчику с трудом удалось дотянуть до своего аэродрома. За бои на Сандомирском плацдарме Якурнов был награждён третьим орденом Красного Знамени.
В операциях 1945 года гвардии капитан, а затем и гвардии майор Якурнов участвовал уже в должности заместителя командира полка по технике пилотирования, которая вместе со штурманской подготовкой у него была просто отличной. Он летал в любых метеоусловиях и ни разу не потерял ориентировки в полёте.
Штурмовики полка поддерживали наступление корпусов 3-й гвардейской танковой армии на польский город Ченстохов, их бои в обеих Силезских операциях. Якурнов лично водил большие группы самолётов на штурмовку засевшего в Бреслау и не желавшего капитулировать окружённого противника, а также на поддержку действий наземных войск на одерских плацдармах в районе этого города.
В апреле 1945 года Якурнов участвовал в прорыве обороны противника на реке Нейсе и в штурмовках окружённой вражеской группировки севернее города Котбус. Последним аккордом победоносного наступления советских войск был рывок подвижных соединений 1-го Украинского фронта на Прагу, в котором принимал участие и заместитель командира авиаполка гвардии майор Якурнов. За отличия в боях на завершающем этапе войны он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. В столице Чехии Якурнов и встретил День Победы.
После войны Якурнов лишь год служил в ВВС. В 1946 году, уволившись из армии, он прошёл учёбу в городе Баку по специальности лётчика-инструктора лётной подготовки Гражданской авиации, после чего долгие годы работал в Ульяновской школе высшей лётной подготовки ГВФ. За безупречный труд к боевым орденам Героя прибавился трудовой – орден «Знак Почёта».
Последнее место работы Ивана Федотовича Якурнова было не менее увлекательным. Это — Головной отраслевой музей истории гражданской авиации, расположенный в районе аэродрома Ульяновск (Баратаевка), который был образован в соответствии с приказом Министра гражданской авиации СССР Б.П.Бугаева от 01.06.1983 № 97. Якурнов стал одним из первых музейных работников. Он немало вложил труда и сил в отыскании экспонатов для музея.
Каждый экспонат уникален по-своему. Это и АНТ-4 — первый в мире цельнометаллический бомбардировщик-моноплан (сейчас он является памятником науки и техники), и первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, и самый большой вертолёт в России Ми-6, и полярный самолёт Ил-14. Есть и такие раритетные машины (к примеру, самолёт Ту-116), сделанный специально по заказу советского правительства для Никиты Хрущёва. Было изготовлено всего 2 экземпляра, «хрущёвский» находится в Ульяновске. Ещё один интересный экземпляр – самолет Ту-134 — тот самый, на котором выполнялись трюки для фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»…
Стенд на аллее Героев Ярославского АСК ДОСААФ России
Источники:
Сайт "Память народа" Википедия, Архивы Ярославского АСК ДОСААФ России.
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Т.2. М., 1988
Документы Центрального архива Министерства обороны
92 гшап (687 шап, 687 лбап) ВВС КА в ВОВ. Самолёты и эмблемы (ava.org.ru)
Биография составленная Валерием Воробьевым (1964—2013)

Материал подготовлен к публикации: А.В. Серовым, Т.И. Клопышкиной и А.В. Клопышкиным.