Туношна история

415 истребительный авиационный полк

Великая Отечественная война Советская авиация

415 истребительный авиационный полк (войсковая часть №10223) и части обеспечения:
ЦБУ - в/ч 62256-А;
16 ОБАТО - в/ч 62256;
1192 ПН - в/ч 10223-А;
267 ОБС и РТО - в/ч 65252;
68-я авиационная комендатура - в/ч 55286.
Расположение: поселок Туношна, Ярославской области. Позывной «Бакалея».

Из истории создания военного аэродрома Туношна.
Согласно архивным документам, строительство аэродрома Туношна велось управлением аэродромного строительства НКВД.
На 1 января 1942 года аэродром находился в составе 58-го района авиационного базирования.
С апреля 1942 по октябрь 1943 года аэродром использовался частями авиации дальнего действия, здесь базировались:
- 455 авиационный полк 36-й авиационной дивизии дальнего действия
- 109 авиационный полк дальнего действия совершавшие вылеты на уничтожение войск и техники противника.
В 1944 году на аэродроме переучивался на самолеты А-20-J летный состав 970-го бомбардировочного авиационного Городище-Сталинградского ордена Кутузова III степени полка 327-й бомбардировочной авиационной дивизии.
Также в последние полгода войны аэродром Туношна был базой для частей 7-й воздушной армии, находящихся в резерве Ставки ВГК:
- 679 и 716 бомбардировочных полков,
- 118 и 119 дальнеразведывательных эскадрилий,
- 121 авиаполка связи,
- 81 санитарного авиаполка.
1948 год - базировался 523 истребительный авиационный полк 303 истребительной авиационной дивизии.
1950 год базировался 731 истребительный авиационный полк 100 истребительной авиационной дивизии.
С 13.09.1953 по 01.09.1994 года базировался 415 истребительный авиационный полк (133 истребительной авиационной дивизии, с 1960 года 3 корпуса ПВО).

История 415 иап
С 24.07.1941 по 01.08.1941 сформирован как 24«А» истребительный авиаполк на основе состава 24 иап 6 истребительного авиакорпуса ПВО (аэрдром Спас-Загорье Московской области) по штату 015/174 на самолетах ЛаГГ-3. (Войсковая часть полевая почта 10223).
01.08.1941 год - боевое крещение в составе 6 ИАК ПВО Московской зоны ПВО вступил в боевые действия против фашистской Германии и ее союзников на 19 самолетах ЛаГГ-3 и 1 Миг-3.
07.08.1941 год - одержана первая известная воздушная победа полка в Отечественной войне: звеном ЛаГГ-3 (ведущий л-т Обухов) в воздушном бою в районе города Вязьма сбит немецкий бомбардировщик До-215.
24.08.1941 год - на базе 24 ИАП сформирован 415 истребительный авиационный полк и передан из ПВО ТС в ВВС КА с перебазированием на Северо-Западный фронт в состав 7 смешанной авиадивизии (аэр. ИНЮТИНО). Командир - майор Н.А. Олейниченко и старший батальонный комиссар Никитин.
25.08.1941 год - перебазирование на аэродром "Градобить" Северо-Западного фронта. Боевая работа - прикрытие войск на поле боя в районе городов Старая Русса, Демьянск, Бологое в составе 7 САД ВВС 11 армии Северо-Западного фронта.
27.09.1941 год - передал оставшиеся 9 ЛаГГ-3 в 272 и 42 иап, после чего убыл в тыл на доукомплектование.
С 30.09.1941 по 01.11.1941 год доукомплектован во 2-м запасном истребительном авиаполку Московского военного округа (ст. Сейма Горьковской области).
С 4 ноября 1941 года - в составе 7 Отдельной армии участвует в Тихвинской операции. Впоследствии полк вел бои на этом фронте и принимал участие в Петсамо-Киркинесской операции.
06.12.1941 год - получил семь МиГ-3, 5 летчиков и 8 авиамехаников из 179 иап.
26.02.1943 год - вошел в состав 257 смешанной авиадивизии ВВС 7 Отдельной армии.
28.02.1943 год - принял два Як-1, четыре ЛаГГ-3, один И-16, два УТИ-4 и один У-2 от 524 иап.
09.03.1943 год - переформирован по штату 015/284 за счет личного состава 524 иап.
С апреля 1943 года полк в составе 257 иад участвовал в боях в районе Ладейного поля, аэродромы: "Яровщина", "Новинка".
24 июля 1943 года полку вручено Боевое Красное Знамя.
08.02.1944 год - начал получать на вооружение самолеты Ла-5.
13.02.1944 год - переформирован по штату 015/364 (аэродром Ярошина Октябрьского района Ленинградской области).
14.03.1944 год - в составе 257 сад включен в состав 7 Воздушной армии Карельского фронта.
С июня по сентябрь 1944 года в составе 257 иад участвовал в прорыве обороны на реке Свирь.
Результаты боевых действий: сбито 9 самолетов противника, уничтожено 100 автомашин, 7 паровозов, 11 вагонов, 1 катер и 1 баржа. За участие в Свирской операции личному составу полка объявлена благодарность. После Свирской операции полк участвовал в боевых действиях в Прибалтике, в Заполярье и Карелии.
28.09.1944 год - передал восемь ЛаГГ-3 в 435 ИАП и пятнадцать Ла-5 с откомандированием пяти летчиков в 191 ИАП.
11.11.1944 год - 257 САД переформирована в 257 истребительную авиадивизию.
14.11.1944 год - исключен из действующей армии. Начал перебазирование в составе 257 иад на аэродроме "Выползово" Калининской области, где приступил к освоению самолетов Ла-7.
15.04.1945 год - в составе 257 ИАД подчинен командованию ВВС МВО.


Итоги боевых действий полка в Великой Отечественной войне:
уничтожено 176 самолётов противника,
из них - 2 тараном (майор Алабин Николай Иванович, декабрь 1941 года на Карельском фронте таранил истребитель врага; приземлился на парашюте. Награжден орденом Ленина и майор Бондаренко Алексей Васильевич),
- 16 барж и катеров;
- 24 танков;
- 183 автомашин;
- 76 железнодорожных вагонов;
- 12 паровозов;
- 12 мотоциклов;
- 50 точек зенитной артиллерии;
- 55 полевых батарей;
- 2 штаба дивизий;
- 21 эшелонов с боеприпасами;
- живой силы - свыше 5 тысяч солдат и офицеров.

За боевые действия и мужество, стойкость и отвагу на фронтах Великой Отечественной войны 556 солдат и офицеров награждены орденами и медалями:
- орденом Ленина - Алабин Н.И., Маслов С.Г., Непряхов П.П.;
- орденом Красного Знамени - 30 человек;
- орденом Отечественной войны 1 степени - 5 человек;
- орденом Отечественной войны 2 степени - 13 человек;
- орденом Красной Звезды - 41 человек;
- орденом Славы 3 степени - 1 человек;
- медалью "За отвагу" и "За боевые заслуги" - 60 человек.


СВЕДЕНИЯ О ПОСЛЕВОЕННОЙ СУДЬБЕ ПОЛКА
В послевоенный период личный состав полка свято дорожил честью, боевой славой и ратным трудом в мирные дни приумножал боевые традиции.
01.06.1946 года закончил перебазирование из расформировываемой 257 ИАД МВО в состав 315 ИАД 1 ВА БВО (аэродром Кобрин).
20.07.1950 года выведен из 315 ИАД 26 ВА (бывш. 1 ВА) и начал перебазирование в 133 иад 88 ИАК 64 ВИА ПВО Московского района ПВО (аэродром Хотилово).
01.08.1950 года закончил перебазирование и вошел в состав 133 ИАД ПВО.
С 28.03.1952 года в составе 133 ИАД полк убыл в правительственную командировку в КНР.
С 17.04.1952 по 27.07.1953 год в составе 133 ИАД 64 ИАК принимал участие в вооруженном конфликте на территории Кореи (на стороне КНДР) на самолетах МиГ-15.
Результаты боевой работы:
Сбито самолетов – 28
из них:
- 10 истребителей-бомбардировщиков;
- 18 истребителей.

Воздушные победы:
Полковник Шевелев Павел Фёдорович - 3 самолёта + 2 подбил, награждён орденом Красного Знамени.
Майор Лепиков Василий Петрович - 5 самолётов, награждён орденом Ленина, Красного Знамени, дважды орденом Красной Звезды.
Майор Данилов Стефан Дорофеевич - 4 самолёта + 1 подбил, награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, трижды орденами Красной Звезды.
Майор Богданов Георгий Иванович - 3 самолёта, награждён орденом Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени.
Майор Попов В.М. (Панов В.М.) – число воздушных побед 2 + 2 подбил, награждён орденом Красного Знамени и дважды орденом Красной Звезды.
Капитан Овчинников В.Л. - 2 самолёта, награждён орденом Красного Знамени и дважды орденом Красной Звезды.
Старший лейтенант Сокуренко Николай М. на МиГ-15бис с бортовым номером «325» – 21 ноября 1952 года сбил самолёт Тандерджет, всего число воздушных побед 2 + 2 подбил.
Капитан Поливайко Евгений Иванович – 1 самолёт, награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды.
Пронин Иван Васильевич - число воздушных побед - 1.
Петров Константин Петрович - число воздушных побед - 1.
Гутченко Владимир Фёдорович - число воздушных побед - 1.
Афанасьев Фёдор Гаврилович - число воздушных побед - 3.

Свои потери:
- летчиков – 5
- самолетов – 15

Потери личного состава 415 ИАП в Корейской войне

АЛИКИН Аркадий Георгиевич, 1923 года рождения, Молотовская область, Нытвенский район, д. Сукманы. Капитан, командир авиаэскадрильи, 415-й истребительный авиационный полк 133-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 24 июня 1953 года Сбит F-86. В бою прикрыл ведущего командира полка. Похоронен на братском кладбище в городе Порт-Артуре.

БОГДАНОВ Георгий Иванович, 1920 год рождения, Ставропольский край, Георгиевский район, ст. Незлобная. Майор, командир авиаэскадрильи, 415-й истребительный авиационный полк 133-й истребительной авиационной дивизии 64-го истребительного авиационного корпуса. Погиб в бою 21 ноября 1952 года Сбит F-86 над Бугдин. Похоронен на кладбище в городе Ворошилов-Уссурийский.

ЗАТОЛОКИН Михаил Иванович, 1921 года рождения, Курская область, Иванинский район, Тарасовский с/с, с. Затолокино. Старший лейтенант, старший летчик, 415-й истребительный авиационный полк 133-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 4 сентября 1952 года. Похоронен на братском кладбище в городе Порт-Артуре.

ПРОНИН Иван Васильевич, 1920 года рождения, Владимирская область, Собинский район, д. Михлево. Капитан, командир звена, 415-й истребительный авиационный полк 133-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 29 мая 1953 года. Сбит F-86. Похоронен на братском кладбище в городе Порт-Артуре.

ТИТОВ Александр Иванович, 1926 года рождения, Новосибирская область, Беловский район, ст. Бочаны. Старший лейтенант, летчик, 415-й истребительный авиационный полк 133-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 4 сентября 1952 года. Сбит F-86 на посадке в Дапу. Похоронен на братском кладбище в городе Порт-Артуре.

Сбиты в Корейской войне:
Старший лейтенант Бурин Г.А. 09.09.1952 года. Сбит (предположительно F-86). Пилот катапультировался и выжил.
Старший лейтенант Сергеев М.Е. 09.09.1952 года. Сбит (предположительно F-86). Пилот катапультировался и выжил.
Старший лейтенант Котченко И.В. 28.09.1952 года. Сбит (предположительно F-86). Пилот катапультировался и выжил.
Капитан Лепиков В.П. 02.10.1952 года. Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
Старший лейтенант Гаранкин А.А. 21.10.1952 года. Сбит F-86 над Бугдин. Пилот катапультировался и выжил.
Старший лейтенант Куприн Н.Г. 29.05.1953 года. Сбит F-86. Пилот катапультировался и выжил.
Старший лейтенант Гольдштейн Р.Н. 07.07.1952 года. Пилот катапультировался из-за несброса ПТБ во время боевого вылета.

13.09.1953 года 415 иап в составе 133 ИАД вернулся из КНР и вошел в состав 56-й ИАК ПВО 52 ВИА Московского района ПВО, аэродром Туношна (г. Ярославль).
1955 год - перевооружен на истребители МиГ-17Ф.
15.04.1960 год - выведен из расформировываемой 133 иад ПВО и подчинен Ярославскому 3 корпусу ПВО.
15.05.1963 года произошла катастрофа, разбился самолет Су-9, за штурвалом которого был капитан Серов Игорь Леонидович.

Награды и отличия 415 иап.
1962 год - «за достигнутые высокие показатели в несении боевой службы по обороне столицы нашей Родины – Москвы и отличные успехи в боевой и политической подготовке» полку присуждено переходящее Красное Знамя Московского городского комитета КПСС и Московского Совета депутатов трудящихся.

1964 год - «за отличные успехи в боевой и политической подготовке» полк награжден:
- переходящим Красным Знаменем Московского городского комитета КПСС и Московского Совета депутатов трудящихся;
- переходящим Красным Знаменем Ярославского областного комитета партии.

1967 год - «за отличные успехи в боевой и политической подготовке» полк награжден:
- переходящим Красным Знаменем Московского городского комитета КПСС и Московского Совета депутатов трудящихся;
- памятным Красным Знаменем Московского городского комитета КПСС и Московского Совета депутатов трудящихся.

1969 год - «за отличные успехи в боевой и политической подготовке» полку присуждено:
переходящее Красное Знамя Московского городского комитета КПСС и Московского Совета депутатов трудящихся.

1970 год - «за высокие показатели в боевой и политической подготовке достигнутые в честь 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» полк награжден:
Ленинской Юбилейной почетной грамотой.

1972 год – «за успехи в социалистическом соревновании в ознаменование 50-летия образования Союза Советских Социалистических Республик» полк награжден:
Юбилейным почетным Знаком Ярославского областного комитета партии, Исполкома Областного Совета депутатов трудящихся и Областного Совета профсоюзов.

1983 год - «за отличные успехи в боевой и политической подготовке» полк награжден:
переходящим Красным Знаменем Ярославского областного комитета партии.

01.07.1977 года 415-й истребительный авиационный полк перевооружен на самолеты МиГ-23П.

Базирование полка:
Хотилово, Тверской области, 25.03.1945 - 22.05.1946 (57°39′27″N, 34°05′52″E).
Лида, Гродненская область, 22.05.1946 - 20.07.1950 (53°52′38″N, 25°22′40″Е).
Кобрин, Брестская область, 20.7.50 - 20.7.50 - 1.11.50 (52°14′19″N, 24°20′55″E).
Хотилово, 01.11.1950 – июль 1952 (57°39′27″N, 34°05′52″E).
Андуня, Китай, 19.07.1952 - 13.09.1953 (40°01′26″N, 124°17′05″E) - через Мукден-Западный.
Туношна, Ярославская область, 13.09.1953 - 1994 (57°33′35″N, 40°09′31″Е).

Подчинение:
257-я истребительная авиационная дивизия, 09.44 - 01.06.46
315-я истребительная авиационная дивизия, 01.06.46 - 20.07.50
133-я истребительная авиационная дивизия ПВО, 20.07.50 - 15.04.60
3-й корпус ПВО, 15.04.60 – 1994

1994 год - расформирование полка. Все самолеты перегнали. Осталась одна спарка.
6 сентября 1994 года, в простых метеоусловиях экипаж в составе летчиков Зарипова Юриса Ахатовича и Костенич Андрея Васильевича выполнял перегон самолета на авиационный ремонтный завод в город Ржев для последующей утилизации. Вместо отхода по маршруту экипаж выполнил проход над военным городком на высоте 50 метров с покачиванием с крыла на крыло. После второго прохода на высоте 50 м и приборной скорости 735 км/ч экипаж выполнил бочку. В перевернутом положении самолет перешел на снижение, с выводом из которого экипаж не справился. Произошла катастрофа, самолет столкнулся с землей, экипаж погиб.

В 1994 году расформирован 415 иап (в/ч 10223) и части обеспечения:
- ЦБУ (в/ч 62256-А);
- 16 ОБАТО (в/ч 62256);
- 1192 ПН (в/ч 10223-А);
- 267 ОБС и РТО (в/ч 65252);
- 68-я авиационная комендатура (в/ч 55286).
01.08.1991 г. 50 лет 415 иап. Торжественное построение. Встреча командующего авиацией

Управление полка, 1994 год

1 авиационная эскадрилья, 1994 год

2 авиационная эскадрилья, 1994 год

Построение перед расформированием полка, 1994 год
3 авиационная эскадрилья, 1994 год
ТЭЧ полка, 1994 год

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛКА


В полку проходили службу восемь Героев Советского Союза


Командир полка, гвардии подполковник Пушкин Николай Петрович.
Родился 4 декабря 1918 года в деревне Норино, ныне Клепиковского района Рязанской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов средней школы. Работал слесарем.
С 1937 года в рядах Красной Армии.
В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
С июня 1941 года лейтенант Н. П. Пушкин в действующей армии, первые боевые вылеты совершил на Западном фронте.
С марта по апрель 1942 года служил в 425-м ИАП;
по июль 1942 года - в 10-м ИАП, где с мая 1942 года командовал эскадрильей;
по май 1944 года - во 2-м Гвардейском ИАП;
по декабрь 1944 года - в 482-м ИАП;
по май 1945 года - в 41-м Гвардейском ИАП.
Сражался на Волховском, Сталинградском, Брянском, Западном, Северо - Западном, Калининском и 1-м Прибалтийском фронтах.
К маю 1943 года командир эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка (215-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт).
Гвардии старший лейтенант Н. П. Пушкин совершил 380 боевых вылетов, провёл 52 воздушных боя, в которых лично сбил 7 и в составе группы 9 самолётов противника.
1946 – 1950 гг. командир 415-го истребительного авиационного полка 133 ИАД ПВО.
В 1948 году окончил Высшие лётно - тактические курсы офицерского состава, в 1955 году окончил Военно - Воздушную академию.
С 1966 года гвардии полковник Н. П. Пушкин - в запасе.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями, монгольским орденом Боевого Красного Знамени.
Жил и работал в городе Балашиха Московской области.
Умер 23 октября 2007 года.


Командир полка, гвардии подполковник Воронько Александр Григорьевич.
Александр Григорьевич Воронько родился 18 июля 1917 года в селе Соколово (сейчас Змиёвский район Харьковской области Украины).
В 1933 году окончил школу фабрично-заводского ученичества, после чего работал токарем на Харьковском паровозоремонтном заводе. В августе 1936 года Воронько был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1939 году он окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, до августа 1942 года был в ней лётчиком-инструктором.
В 1943 году Александр Воронько окончил курсы штурманов авиационных полков при Военно-воздушной академии. С июня 1943 года — на фронтах Великой Отечественной войны.Первоначально был заместителем командира, затем командиром эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиаполка 3-й гвардейской истребительной авиадивизии.
Участвовал в боях на Брянском, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в битве на Курской дуге, освобождении Белорусской ССР и Польши, штурме Берлина.
За время своего участия в боевых действия гвардии майор Александр Воронько совершил 158 боевых вылетов на истребителях «Ла-5» и «Ла-7», принял участие в 35 воздушных боях, в которых лично сбил 20 вражеских самолётов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за «мужество и героизм, проявленные в боях» гвардии майор Александр Воронько был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 7598.
После окончания войны Воронько продолжил службу в Советской Армии, командовал эскадрильей в Группе советских войск в Германии. С 1948 года - помощник командира 415 ИАП. 1950 – 1951 годы - командир 415 ИАП 133-й ИАД 56-го ИАК ПВО Московского округа ПВО. В 1952 году он окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы ВВС.
В 1960 году в звании подполковника Воронько был уволен в запас, в 1975 году ему было присвоено звание полковника запаса. Награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, а также рядом медалей.
Проживал в Харькове. Скончался 9 февраля 1997 года, похоронен на кладбище №2 Харькова.


Командир полка, гвардии полковник Шевелев Павел Фёдорович.
Родился 14 января 1917 года в селе Софино, ныне Хорольского района Полтавской области Украины. Окончил 7 классов Хорольской неполной средней школы № 1 и Лубенский строительный техникум. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. С июня 1941 года лейтенант П. Ф. Шевелёв в действующей армии. Боевую деятельность начал в составе 191 ИАП. Был заместителем (и временно исполняющим обязанности) командира эскадрильи. Летал на И-16 и "Харрикейне". В июле 1942 года направлен в 436-й ИАП (21 марта 1943 года преобразован в 67-й Гвардейский ИАП). Летал на "Харрикейне", "Киттихауке" и "Аэрокобре". Сражался на Ленинградском, Калининском, Западном, Юго-Западном, Сталинградском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах.
К концу августа 1943 года командир эскадрильи 67 Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) Гвардии капитан П. Ф. Шевелёв совершил 189 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 13 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2829).
К маю 1945 года штурман 67-го Гвардейского истребительного Барановичского Краснознамённого ордена Суворова авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 1-й Белорусский фронта) Гвардии майор П. Ф. Шевелёв совершил 236 боевых вылетов, проведя 55 воздушных боёв, сбил лично 15 самолётов противника (в материалах последнего наградного листа говорится о 17 личных победах). Был трижды ранен.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, направлен в войска ПВО.
С июля 1952 по июль 1953 года подполковник П.Ф. Шевелёв принимал участие в Корейской войне в должности командира 415-го истребительного авиационного полка (133-я истребительная авиационная дивизия ПВО, 64-й истребительный авиационный корпус), летал на МиГ-15, в воздушных боях лично сбил 3 самолёта ВВС США.
Затем продолжал службу на высших командных постах в Войсках ПВО страны.
В 1960 году командовал Брянским корпусом ПВО.
С 1967 по 1978 год командовал 12-й отдельной армией Войск ПВО страны (Узбекистан).
В 1970 году окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба.
С 1978 года генерал-полковник авиации П. Ф. Шевелёв - в отставке.
Награждён орденами: Ленина (26.11.1941, 04.02.1944), Красного Знамени (23.10.1942, 10.02.1943, 04.06.1945, ...), Александра Невского (04.10.1944), Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (дважды); медалями, иностранными наградами.
Жил в городе Ташкенте (Узбекистан), работал в Министерстве лесного хозяйства Узбекской ССР.
В начале 1990-х годов переехал в город Брянск.
Скончался 19 мая 2000 года, похоронен на Советском кладбище в Брянске.
На доме, в котором проживал Герой, в 2011 году была установлена памятная доска.


Штурман полка, гвардии майор Березуцкий Иван Михайлович.
Родился 13 ноября 1918 года в селе Селивёрстово ныне Волчихинского района Алтайского края в семье крестьянина. Окончил 7 классов школы, Бийское педагогическое училище и аэроклуб. В 1938 году окончил Ульяновскую школу лётчиков-инструкторов Осоавиахима. В 1938-1940 годах лётчик-инструктор в Орском аэроклубе Чкаловской (ныне Оренбургская) области.
С 17 февраля 1940 года в РККА. Окончил 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов имени К.Е.Ворошилова. Служил лётчиком в 161-м резервном и 4-м запасном авиационных полках. Окончил курсы командиров звеньев. Член ВКП(б) с 1941 года. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942 года. Воевал на Сталинградском, Калининском, Северо-Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском фронтах. Был командиром звена и заместителем командира эскадрильи.
Штурман эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка (3-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я воздушная армия, Прибалтийский фронт) гвардии старший лейтенант Березуцкий И.М. в воздушном бою 14 мая 1943 года вблизи города Демянска Новгородской области на истребителе Ла-5 уничтожил тараном бомбардировщик противника. Произвёл посадку на повреждённом самолёте.
Потом воевал на 3-м и 1-м Белорусских фронтах в качестве командира эскадрильи. Штурман того же полка (3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) гвардии майор Березуцкий И.М. к июлю 1944 произвёл 223 боевых вылета, в 73 воздушных боях сбил 15 самолётов противника. 23 февраля 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Воевал до конца войны. Всего за годы войны произвёл 254 боевых вылета. В 80 воздушных боях сбил 18 вражеских самолётов, из них шесть бомбардировщиков.
С 1947 по 1949 год - служба штурманом в 415 ИАП 133 ИАД ПВО.
В 1955 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию.
С августа 1969 года полковник Березуцкий - в запасе.
Награждён орденом Ленина, трижды орденами Красного Знамени, дважды орденами Отечественной войны 1 степени, орденами Отечественной войны 2 степени, Красной Звезды, медалями.
Жил в городе Жуковском Московской области. Умер 23 февраля 2000 года.


Козич Иван Семёнович, майор.
Родился 3 марта 1920 года в деревне Старые Морги (ныне — Узденский район Минской области Белоруссии). Окончил неполную среднюю школу, два курса индустриального техникума и аэроклуб.В 1938 году Козич был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1941 году он окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. С октября того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Брянском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах.К февралю 1943 года старшина Иван Козич был заместителем командира эскадрильи 721-го истребительного авиаполка 286-й истребительной авиадивизии 15-й воздушной армии Брянского фронта. К тому времени он совершил 210 боевых вылетов, принял участие в 31 воздушном бою, сбив 9 вражеских самолётов лично и ещё 4 — в составе группы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старшина Иван Козич был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 918.
В сентябре 1944 года Козич получил тяжёлое ранение и на фронт больше не вернулся.
За время своего участия в боях он совершил 423 боевых вылета, сбив 16 вражеских самолётов лично и ещё 4 — в составе группы.
После окончания войны майор Козич И.С. продолжил службу в 415 ИАП 133 ИАД ПВО.
В 1950 году в звании майора он был уволен в запас.
Был награждён дважды орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, трижды орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Проживал в посёлке Сюзьва Юрлинского района Пермской области, работал на лесозаготовках.
Скончался 1 октября 2000 года.


Майор Рубахин Анатолий Ермолаевич.
Родился 7 июля 1918 года в селе Верхний Икорец ныне Бобровского района Воронежской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 9 классов. Призван в армию в 1936 году. Окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков в 1939 году. Служил на Дальнем Востоке.
Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с апреля 1943 года.
Сражался в 402-м истребительном авиационном полку 265-й истребительной авиационной дивизии на Северо-Кавказском, Степном, Южном, 4-м Украинском, 3-м и 1-м Белорусских фронтах. Летал на истребителях Як-1, Як-9 и Як-3.
Командир эскадрильи старший лейтенант А.Е. Рубахин участвовал в составе 4-й воздушной армии c апреля по июнь 1943 года на Северо-Кавказском фронте в воздушных боях над Кубанью и «Голубой линией» – германской оборонительной линией от станицы Крымская до Новороссийска. Здесь одержал свои первые 5 воздушных побед.
На Южном (с 20 октября – 4-м Украинском) фронте в составе 8-й воздушной армии участвовал в Донбасской наступательной операции (с 6 по 22 сентября 1943 года);
Мелитопольской наступательной операции (26 сентября – 5 ноября 1943 года).
С 1 января 1944 года, вплоть до прорыва оборонительных укреплений в районе Сиваша, прикрывал сосредоточения советских войск и их переправы в районе Сиваша и в Крыму, у Джанкоя.
С 8 апреля по 12 мая 1944 года участвовал в Крымской наступательной операции и в освобождении города-героя Севастополь.
Всего на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах совершил 123 боевых вылета, из них на прикрытие своих войск – 70, на штурмовку войск и аэродромов противника – 18, на разведку войск противника – 15, на бомбометание по войскам противника – 8, на свободную охоту – 12. Провел 51 воздушный бой, в результате которых лично сбил 16 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, и лично сбитые 16 самолетов противника Рубахину Анатолию Ермолаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С 17 июня 1944 года А.Е. Рубахин воевал на 3-м Белорусском фронте. В составе 1-й воздушной армии участвовал в Белорусской стратегической операции «Багратион» – Витебско-Оршанской (23 – 28 июня 1944 года), Минской (29 июня – 4 июля 1944 года), Вильнюсской (5 – 20 июля 1944 года) и Каунасской (28 июля – 28 августа 1944 года) наступательных операциях.
В ноябре 1944 года майор А.Е.Рубахин назначен командиром 402-го истребительного авиационного полка.
С декабря 1944 года сражался на 1-м Белорусском фронте в составе 16-й воздушной армии. Участвовал в Варшавско-Познанской наступательной операции (14 января – 3 февраля 1945 года) – составной части Висло-Одерской стратегической операции; Восточно-Померанской стратегической наступательной операции (10 февраля – 4 апреля 1945 года); Берлинской стратегической наступательной операции (16 апреля – 8 мая 1945 года). Свои последние боевые вылеты произвел над Берлином.
Всего до конца войны совершил более 200 боевых вылетов, в 80 воздушных боях лично сбил 20 самолетов противника.
После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах - 415 ИАП 133 ИАД ПВО.
Освоил реактивную технику.
В 1955 году окончил Военно-воздушную академию. Командовал авиационной дивизией.
С 1963 года генерал-майор авиации А.Е. Рубахин – в запасе.
Награжден орденом Ленина (23.02.1945), 3 орденами Красного Знамени (22.04.1943; 3.12.1943; 27.04.1944), орденом Александра Невского (1.07.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (20.05.1943; 11.03.1985), орденом Красной Звезды, медалями, иностранными медалями.
Жил и работал в Воронеже. Скончался 4 октября 1986 года, похоронен на Юго-Западном кладбище Воронежа.
В городе Бобров именем Героя названа улица. В Воронеже на доме, где жил А.Е. Рубахин, установлена мемориальная доска.

В Ярославском соединении служили военнослужащие, удостоенные (получившие) почетное звание «Заслуженный летчик СССР»:
1. Шкодин Николай Иванович.
2. Санин Александр Евсеевич.
3. Соколов Евтихий Федорович.
4. Хижняк Анатолий Иванович.
5. Долгов Виктор Васильевич.
6. Соболев Александр Семенович.
7. Грицик Александр Матвеевич.
8. Павленко Иван Николаевич.
9. Родионов Владимир Александрович.
10. Алексеев Владимир Александрович.
11. Ледовский Владимир Владимирович.

Истребительными авиационными войсками соединения (корпуса - дивизии) командовали:
1. Лещенко В.С., Герой Советского Союза.
2. Переплетчиков В.Ф.
3. Санин Александр Евсеевич.
4. Долгов Иван Николаевич.
5. Павленко Иван Николаевич.
6. Завадский Дмитрий Данилович.
7. Шевцов В.И.
8. Родионов Владимир Александрович.
9. Алексеев Владимир Александрович.
10. Грицик Александр Матвеевич.

Материал подготовил Анатолий Чалый.   
https://yarreg.ru/articles/v-aeroportu-tunoshna-otkrylas-memorialnaya-doska-v-pamyat-o-podvigah-ekipajey-voennoy-aviacii/?fbclid=IwAR3IpXjrr2tP6J1QiYbSNPgAURTx8kHW86CkszMU72eCKvPA0WpZmYw5abU