Карачиха история

Первый год работы ярославского аэроклуба

Начало ХХ века
Гарнизонный Дом офицеров. Два левых окна нижнего этажа принадлежали классам аэроклуба с августа по ноябрь 1933 года.
15 января 1934 года аэроклуб объявил о наборе курсантов в лётную школу и планерную станцию без отрыва от производства со сроком обучения – один год на лётном отделении и четыре месяца на планерном отделении – и с образованием семь классов. Это были приемлемые условия для рабочей молодёжи, поэтому наплыв желающих обучаться в аэроклубе был исключительно велик. Комитеты Комсомола посылали кандидатами на будущих лётчиков лучших своих членов: ударников, активистов-общественников, новаторов производства – т.е. свои «золотые кадры». Лучшая трудовая молодёжь Ярославля заполнила учебные аудитории аэроклуба – «кузница лётных кадров» начала работать.
Здание на улице Свободы в Ярославле, где располагались учебные классы областного аэроклуба.

В то время система финансирования аэроклуба и подготовки спортсменов была иная, чем теперь. Заводы и предприятия оплачивали стоимость обучения, содержания и обмундирования учлётов и содержание постоянного состава. Лётные группы, как правило, комплектовались и производственному признаку, т.е. на самолете предприятия обучались его работники. Шефы заботились о нуждах своего летного экипажа, контролировали его учёбу, по окончании программы обучения принимали от него общественный экзамен. Так на самолёте «Ярославский промкооператор» обучал инструктор К. И. Старовойтов; на самолёте «Волгострой» - М, И. Комаров; на самолёте «РАК» (Резино-асбестовый комбинат) и «Рабочих резинщиков» - И. А. Лукьянов и В. Ф. Мочалов; на самолёте «Автозавод №3» - А. А. Трофимов и т.д. Входившая в аэроклуб планерная станция располагала пятью планерами типа: Ус-3, Ус-4 и Упар (учебный паритель), которые принадлежали заводам: «РАК», «Красный перекоп», «Автозавод» и «Ск-1».
Планеры "Ус-3" и "Упар", 1934 год.
Планеристов обучали: начальник планерной станции – В. Ф. Кондратьев и инструкторы-планеристы Н. Т. Панько и Я. И. Тимохин, в 1932 году закончившие планерный кружок ОСОАВИАХИМа.
Первый начальник планерной станции Ярославского аэроклуба В.Ф. Кондратьев
Планеродромом аэроклуба являлось поле за комбинатом «Красный Перекоп». Планерная станция аэроклуба руководила также рядом планерных кружков на производствах. Инструкторами кружков являлись инструкторы-планеристы планерной станции и подготовленные ими инструкторы-планеристы-общественники. Особенно активно работали в летний сезон 1934 года планерные кружки на «Красном Перекопе» (руководи Панько) и «Автозаводе» (руководил Аюпов, учлет аэроклуба).
Всю зиму и весну 1934 года учлеты аэроклуба упорно изучали мотор, самолет, теорию полета, метеорологию, самолетовождение, наставление по производству полетов, КУЛП (курс учебно-летной подготовки). Штатных преподавателей не было; дисциплины читали сами инструкторы и техники, своими силами изготовившие ряд схем и макетов. В мае, когда просох аэродром, началась наземная подготовка, а затем и учебные полеты с пилотами.

Отметим, что инструкторы-летчики, молодые комсомольцы, квалифицированные и инициативные, с первого дня умело повели сложное дело воспитания и обучения спортсменов, летали без поломок и происшествий весь сезон. Технический состав под руководством исполняющего обязанности инженера П. Сидоренко обеспечивал бесперебойную и безаварийную работу материальной части. Весь коллектив аэроклуба с воодушевлением боролся за почетную задачу – дать первый выпуск пилотов ко дню 17-ой годовщины Красной Армии; такова была установка ЦС ОСОАВИАХИМа. Помимо своей основной работы аэроклуб создавал новые планерные кружки, читал лекции на предприятиях на авиационную тематику, готовил авиамотористов, катал в виде премий и поощрений ударников и активистов, устраивал на аэродроме авиационные массовки и гуляния трудящихся. Большой массовый праздник, посвященный быстрорастущей советской авиации, состоялся на аэродроме в воскресенье, 6 июня 1934 года. Более трех тысяч рабочих, служащих, учащихся Ярославля собрались на изумрудное летное поле. Председатель Городского Совета ОСОАВИАХИМа товарищ Сметанин рассказал об успехах отечественной авиации, напомнил о больших задачах авиационно-массовой работы аэроклуба. После митинга летчики аэроклуба показывали горожанам свое летное мастерство. Начальник летной части И. Якушенко продемонстрировал комплексный пилотаж. Каскады сменяющихся фигур и сочетаний из них, при безукоризненной чистоте и четкости исполнения, вызвали у зрителей искреннее восхищение и овацию. Она продолжалась и тогда, когда старый летчик прихрамывая, вышел из самолета (пилот в 1928 году при аварии самолета в Ташкенте сломал ногу). Летчик-комсомолец Василий Мочалов выполнил два прыжка с парашютом, это были его 18 и 19 прыжки. Второй прыжок летчик делал с задержкой раскрытия парашюта (с 900 до 650 метров). Инструкторы-планеристы Николай Панько и Яков Тимохин сделали несколько полетов на планере с амортизатора. Около 70 лучших ударников города получили «воздушное крещение» на самолёте.

Архивные материалы предоставлены Ярославским аэроклубом ДОСААФ.  
Подготовили к публикации:  Серов А.В., Клопышкина Т.И., Клопышкин А.В.
декабрь, 2022 год.