15 января 1934 года аэроклуб объявил о наборе курсантов в лётную школу и планерную станцию без отрыва от производства со сроком обучения – один год на лётном отделении и четыре месяца на планерном отделении – и с образованием семь классов. Это были приемлемые условия для рабочей молодёжи, поэтому наплыв желающих обучаться в аэроклубе был исключительно велик. Комитеты Комсомола посылали кандидатами на будущих лётчиков лучших своих членов: ударников, активистов-общественников, новаторов производства – т.е. свои «золотые кадры». Лучшая трудовая молодёжь Ярославля заполнила учебные аудитории аэроклуба – «кузница лётных кадров» начала работать.
В то время система финансирования аэроклуба и подготовки спортсменов была иная, чем теперь. Заводы и предприятия оплачивали стоимость обучения, содержания и обмундирования учлётов и содержание постоянного состава. Лётные группы, как правило, комплектовались и производственному признаку, т.е. на самолете предприятия обучались его работники. Шефы заботились о нуждах своего летного экипажа, контролировали его учёбу, по окончании программы обучения принимали от него общественный экзамен. Так на самолёте «Ярославский промкооператор» обучал инструктор К. И. Старовойтов; на самолёте «Волгострой» - М, И. Комаров; на самолёте «РАК» (Резино-асбестовый комбинат) и «Рабочих резинщиков» - И. А. Лукьянов и В. Ф. Мочалов; на самолёте «Автозавод №3» - А. А. Трофимов и т.д. Входившая в аэроклуб планерная станция располагала пятью планерами типа: Ус-3, Ус-4 и Упар (учебный паритель), которые принадлежали заводам: «РАК», «Красный перекоп», «Автозавод» и «Ск-1». Планеристов обучали: начальник планерной станции – В. Ф. Кондратьев и инструкторы-планеристы Н. Т. Панько и Я. И. Тимохин, в 1932 году закончившие планерный кружок ОСОАВИАХИМа. Планеродромом аэроклуба являлось поле за комбинатом «Красный Перекоп». Планерная станция аэроклуба руководила также рядом планерных кружков на производствах. Инструкторами кружков являлись инструкторы-планеристы планерной станции и подготовленные ими инструкторы-планеристы-общественники. Особенно активно работали в летний сезон 1934 года планерные кружки на «Красном Перекопе» (руководи Панько) и «Автозаводе» (руководил Аюпов, учлет аэроклуба). Всю зиму и весну 1934 года учлеты аэроклуба упорно изучали мотор, самолет, теорию полета, метеорологию, самолетовождение, наставление по производству полетов, КУЛП (курс учебно-летной подготовки). Штатных преподавателей не было; дисциплины читали сами инструкторы и техники, своими силами изготовившие ряд схем и макетов. В мае, когда просох аэродром, началась наземная подготовка, а затем и учебные полеты с пилотами.
Отметим, что инструкторы-летчики, молодые комсомольцы, квалифицированные и инициативные, с первого дня умело повели сложное дело воспитания и обучения спортсменов, летали без поломок и происшествий весь сезон. Технический состав под руководством исполняющего обязанности инженера П. Сидоренко обеспечивал бесперебойную и безаварийную работу материальной части. Весь коллектив аэроклуба с воодушевлением боролся за почетную задачу – дать первый выпуск пилотов ко дню 17-ой годовщины Красной Армии; такова была установка ЦС ОСОАВИАХИМа. Помимо своей основной работы аэроклуб создавал новые планерные кружки, читал лекции на предприятиях на авиационную тематику, готовил авиамотористов, катал в виде премий и поощрений ударников и активистов, устраивал на аэродроме авиационные массовки и гуляния трудящихся. Большой массовый праздник, посвященный быстрорастущей советской авиации, состоялся на аэродроме в воскресенье, 6 июня 1934 года. Более трех тысяч рабочих, служащих, учащихся Ярославля собрались на изумрудное летное поле. Председатель Городского Совета ОСОАВИАХИМа товарищ Сметанин рассказал об успехах отечественной авиации, напомнил о больших задачах авиационно-массовой работы аэроклуба. После митинга летчики аэроклуба показывали горожанам свое летное мастерство. Начальник летной части И. Якушенко продемонстрировал комплексный пилотаж. Каскады сменяющихся фигур и сочетаний из них, при безукоризненной чистоте и четкости исполнения, вызвали у зрителей искреннее восхищение и овацию. Она продолжалась и тогда, когда старый летчик прихрамывая, вышел из самолета (пилот в 1928 году при аварии самолета в Ташкенте сломал ногу). Летчик-комсомолец Василий Мочалов выполнил два прыжка с парашютом, это были его 18 и 19 прыжки. Второй прыжок летчик делал с задержкой раскрытия парашюта (с 900 до 650 метров). Инструкторы-планеристы Николай Панько и Яков Тимохин сделали несколько полетов на планере с амортизатора. Около 70 лучших ударников города получили «воздушное крещение» на самолёте.
Архивные материалы предоставлены Ярославским аэроклубом ДОСААФ. Подготовили к публикации: Серов А.В., Клопышкина Т.И., Клопышкин А.В. декабрь, 2022 год.