Общая история

Хрипин Василий Владимирович

Советская авиация


Василий Владимирович Хрипин родился в 1893 году в деревне Никулино Брейтовской волости Мологского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. Отец работал на железной дороге в Рыбинске. Уехав к нему, Василий окончил городское училище и поступил в Ярославский учительский институт. Окончив его, три года работал учителем в высшем начальном училище.
В сентябре 1914 года добровольно пошел в армию с целью стать летчиком. Но сначала служил в 85-м запасном пехотном полку. В 1915 году прошел ускоренный курс Александровского пехотного училища (уже шла Первая мировая война, потому и ускоренный) и в чине подпоручика назначен лётчиком-наблюдателем в 21-й корпусной авиаотряд. Мечта об авиации начала сбываться. Вскоре его направили в Гатчинскую авиационную школу. Закончив её в июле 1916 года, Василий Хрипин в звании военного летчика-истребителя направляется в действующую армию. В 5-м истребительном авиаотряде он служил в должности лётчика, а после Октябрьской революции - выборным командиром отряда. Уже в начале 1918 года он добровольно вступил в Красную Армию и в феврале избран членом коллегии Воздушного флота МВО, исполнял обязанности секретаря коллегии до июня 1918 года, совмещая должность командира 5-го истребительного авиаотряда. В 1919 году назначен командиром воздушного флота 10-й армии, а позже и 9-ой армии, затем - командиром авиации Юго-Восточного фронта. С 1920 года состоял в должности помощника начальника Воздушного флота Кавказского фронта.
В то время в его подчинении служил специалист по авиатехнике Сергей Ильюшин – будущий авиаконструктор. В 1921 году Ильюшин обращается к командованию с просьбой разрешить ему поступление в Институт инженеров Красного воздушного флота. Ильюшину к тому времени было 27 лет, а за плечами всего три класса школы. Какое тут высшее образование? Но Хрипин думал иначе и разрешил Ильюшину поступать, предопределив судьбу не только отечественной, но и мировой авиации.
Вскоре после этого эпизода Хрипин вызывается в Москву. Карьера развивается стремительно. С августа 1922 года - помощник главного начальника Воздушного флота по снабжению. В 1926 году - начальник тактического управления ВВС РККА. В 1931-1933 годах - начальник оперативно-разведывательного управления ВВС РККА. В 1933 - 1934 годах - начальник штаба управления ВВС РККА.
С ноября 1934 года - член Военного совета при Наркомате обороны СССР, заместитель начальника Воздушных сил РККА. В 1936 году в стране создается стратегическая бомбардировочная авиация, Хрипин, как одни из видных теоретиков и главных поборников её создания, назначается командующим авиационной армией особого назначения. В 1937 году Хрипин становится главным инспектором ВВС при наркоме обороны СССР.
Практическую деятельность он сочетал с разработкой актуальных проблем строительства ВВС и их боевого применения, автор трудов по тактике ВВС. В 1923-1937 годах преподавал в Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского.
Хрипин еще в 1925 году в своих статьях (в том числе «Вопросы стратегии и тактики Красного воздушного флота») высказывал идею об особом значении самостоятельных воздушных операций ВВС. Отдавая предпочтение тяжелой бомбардировочной авиации, он обосновал необходимость создания воздушных армий в этом роде войск.
В 1934 году в свет выходит написанная им совместно Е.И. Татарченко книга «Воздушная война», в которой рассматривались возможные варианты самостоятельной воздушной операции дальнебомбардировочной авиации в целях воздействия на объекты глубокого вражеского тыла.
«Самостоятельные ВВС представляют собой главную часть воздушных сил, состоящую из наиболее мощных соединений воздушных судов (главным образом бомбардировочных) и из соединений и учреждений, обеспечивающих боевую деятельность ядра боевых сил (части и соединения других назначений: воздушного боя, штурмовики, разведчики, транспортные и десантные самолеты, самолеты связи и т. д.). Самостоятельные воздушные силы представляют собой основную ударную силу воздушного флота и образуют основную маневренную группировку, которая выполняет в воздушной войне главные задачи и в случае надобности может оказать поддержку вспомогательным силам, выполняющим частные задачи. Основное назначение самостоятельных воздушных сил — уничтожение воздушных сил противника, действия против тылов противника, воздушные десанты, поддержка сухопутных и морских операций. Они могут участвовать в операциях всех видов, выполняя главную задачу или обеспечивая ее выполнение. На них обычно возлагают лишь операции, имеющие особо важное значение в воздушной, морской и сухопутной войне. Обе категории обслуживающих воздушных сил выделяются в минимальном, строго необходимом количестве для выполнения задач обслуживания сухопутных и морских вооруженных сил…»
В 1936 году в работах В.В. Хрипина и П.И. Малиновского рассматривались вопросы боевого применения авиации. Основными задачами ВВС в начале войны указывались: подавление воздушного противника на всю глубину его расположения с целью завоевать господство в воздухе; срыв сосредоточения армий противника; поддержка частью сил авиации боевых действий передовой армии сухопутных войск. При этом не исключались удары по экономическим и политическим центрам противника.
26 ноября 1937 года арестован и 29 июля 1938 года обвинен за участие в военно-фашистском заговоре и шпионаж. Вот выписка из обвинительного заключения по его делу:
«…Следствием установлено, что Хрипин, происходящий из дворянской семьи, офицер-монархист, начал свою контрреволюционную, шпионскую и предательскую деятельность с первых дней гражданской войны. В период 1918 – 1922 годов Хрипин укрывал бывших офицеров в авиационном отряде, которым он командовал и организовывал нелегальную отправку их к англичанам в Архангельск, к чехословакам на Волгу и на Украину к гетману. В антисоветский заговор Хрипин был вовлечен Межениновым и Тухачевским в 1932 году. К этому периоду Хрипин уже участвовал в контрреволюционных офицерских группировках, из которых и сложился заговор.
Шпионская деятельность Хрипина началась с 1920 года, когда он через француза Пиронэ передал сведения об авиации французской разведке. С немецкой разведкой Хрипин связался в 1922 году через концессионного представителя фирмы «Юнкерс», затем с итальянской разведкой Хрипиным была установлена связь в 1932 году.
В своей шпионской деятельности Хрипин был совершенно свободен, т.к. по своему служебному положению он неоднократно ездил в Германию, Англию, Чехословакию, Францию. Польшу и в СССР имел непосредственные связи с приезжавшими от этих стран представителями. Хрипин передавал разведкам этих стран абсолютно все данные, касающиеся авиации РККА, авиапромышленности и т.д. Особо щедро снабжалась материалами германская разведка.
Деятельность Хрипина по подрыву боеспособности ВВС РККА началась с 1922 году и проводилась им во всех областях боевой, технической, вооружения, снабжения, комплектования кадрами и развития ВВС – до момента ареста…
Будучи командующим авиационной армией, Хрипин готовил поражение её, увязывая с общей разработкой оперативного плана, направленного к поражению всех войск РККА в будущей войне. Во всей своей шпионской, предательской работе Хрипин был тесно связан с расстрелянными врагами народа Тухачевским, Якиром и другими…».

Военная коллегия в своем заседании от 29 июля 1938 года приговорила его по пунктам 1«б», 7, 8 и 11 58 й статьи Уголовного кодекса к смертной казни – расстрелу, с лишением воинского звания «комкор» и конфискацией имущества. Расстрелян в тот же день.
Необоснованные обвинения Хрипина были опровергнуты при его реабилитации в 1956 году. Так, на предварительном следствии кровавый следователь Особого отдела З.М. Ушаков принудил Хрипина написать, что в военный заговор он был завербован Тухачевским и Межениновым. Однако, как установлено проверкой, проведенной Главной военной прокуратурой, М.Н. Тухачевский никаких показаний в отношении Хрипина не давал, а С.А. Меженинов показывал, что «никаких разговоров о заговоре он с Хрипиным не вел».
Относительно же шпионажа в пользу Франции. Германии, Италии, Англии Чехословакии и Польши (шесть разведок!), которым Хрипин якобы систематически передавал секретные сведения о СССР и РККА, то по данным КГБ СССР подобная информация у них не зафиксирована. Тем более, что следствие так и не могло разжиться какими-либо вещественными доказательствами в подтверждение своих обвинений в адрес В.В. Хрипина, так как их вообще в природе не существовало.
Определением Военной коллегии Верховного суда СЗСР от 14 июля 1956 года несправедливый приговор в отношении Хрипина был отменен, а дело прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.
Награды: Орден Красного Знамени (Постановление ЦИК СССР от 22 февраля 1933 г.), Орден Красной Звезды.
9 декабря 2021 года на фасаде здания, расположенного в Ярославле по адресу Советский переулок, 2/23а, установили мемориальную доску Василию Хрипину — командиру корпуса, одному из создателей стратегической бомбардировочной авиации СССР, уроженцу Ярославской области. Ранее здание на Советском переулке принадлежало Ярославскому учительскому институту, в котором обучался Василий Хрипин.

Источники: Перепечатка с сайта Брейтово , сайт мэрии города Ярославль
О Василии Владимировиче Хрипине:
Кислов Владислав. Гатчина и гатчинцы в великой войне (1914 – 1918). Очерк сорок седьмой. Гатчинские офицеры – герои Великой войны.
Каталог биографий людей, поэтов, писателей, известных исторических личностей. Хрипин Василий Владимирович.
Исторические форумы. О самостоятельных воздушных операциях ВВС.
Форум альтернативной истории. Сталинские кондоры.
История тыла Российской армии. Советская военная наука в 30-х годах XX века.
Мужик, придумавший крылья. Взлётная полоса Сергея Ильюшина.
Военная литература. Военная история. Накануне грозы.
От «Ильи Муромца» до ракетоносца - краткий очерк истории дальней авиации.
Библиотека nnre.ru.