Общая история

Гаврилов Михаил Сергеевич

Советская авиация Великая Отечественная война
Михаил Сергеевич Гаврилов родился 15 сентября 1913 года в деревне Савельево Переславского уезда Владимирской области (сейчас Ярославской), что на реке Шахе. Учился в Савельевской начальной школе, семилетку закончил в Давыдовской.
С 1933 по 1935 год проходил обучение в Батайской летной авиационной школе пилотов. С 1935 - Ульяновские курсы усовершенствования летного состава ОСОВИАХИМ. Сдал экзамен на командира авиационного звена в 1937 году.
В Батайской летной авиационной школе пилотов, 1935 год.
Места службы: 2 Московская ВАШП, 2 Московская авиац. школа п/о, 14 ВАШП. С 1938 по 1941 год – Мытищенский аэроклуб, командир звена ОСОВИАХИМ.
Дата поступления на воинскую службу - 15.05.1941 года. Призван Мытищинским РВК, Московской области, Мытищинского района.

С 1941 по 1946 год – лейтенант, летчик-инструктор и командир звена. Готовил курсантов для Качинской истребительной военной школы. Дата окончания службы - 22.02.1946 года.
В 1947 году участник воздушного парада на аэродроме Тушино в честь Дня воздушного флота. Управлял одним из 30 самолетов, которые в воздухе образовали пятиконечную звезду – символ Советской армии. За отличный полет был премирован кожаным (хромовым) пальто и значком «Мастер высшего пилотажа». С 1947 по 1949 год – командир отряда Московского аэроклуба №3.
Михаил Сергеевич Гаврилов, 1947 год.

С 1952 по 1953 год - Игарка. Пилот Полярной авиации. Высаживал геологов, которые проводили нефтеразведку, делали аэрофотоемку и открывали газ и нефть на всем Ямальском полуострове.
Вся летная служба Михаила Сергеевича прошла без летных происшествий, с отличным качеством. За безупречную службу летчиком и командиром звена в частях военно-воздушных сил, в гражданской авиации, в полярной авиации, получал благодарности, денежные премии, ценные подарки, 12 правительственных наград, среди которых медаль «За боевые заслуги» (18.08.1945г.) и орден Красной звезды (20.09.1947г.).
Скончался Михаил Сергеевич Гаврилов в 2006 году.

Воспоминания М.С. Гаврилова (1992г.)

О моей службе в Военно-воздушных силах Красной Армии


Я, как ветеран авиации с 1933 года и ветеран войны, пролетел и объездил всю нашу страну бывшего СССР с севера на юг и с запада на восток. Везде меня принимали как родного брата. Наша Краснознаменная Батайская авиационная школа пилотов, в которой я учился летному делу, была многонациональной: в эскадрильи учились и дружно жили представители всех республик СССР.
 Хорошо учились, трудились и отдыхали. Футбольная сборная авиашколы на юге была кумиром. Мы побеждали всех: в Ростове, в Ейске, в Азове, побеждали своим мастерством. Команда была составлена из пилотов и техников, не курящих и не пьющих. Каждый футбольный матч нашей сборной, как большой праздник. Вот пример. Я в здании управления школы стою на посту под Красным знаменем. Капитан команды Ильин, в коридоре перед знаменем выстроил свою футбольную команду и доложил начальнику школы Рывадину, что команда готова к футбольному матчу. Начальник Рывадин сказал: «Молодцы, батайцы, вот перед главным бухгалтером говорю, если выиграете футбольный матч у ейских летчиков, получите каждый по 500 рублей. И совершилось: матч выиграли со счетом 12:0. Спрашивается, что за секрет?  Это, прежде всего, дело в тренере. Он был физрук школы, с образованием двух институтов, физкультурного и медицинского. Все время жил и творил на глазах у всех футболистов, а зимой с самоваром и со своей сборной ходил купаться на реку Тихий Дон.
Секрет футбольной команды заключался в том, что начальник школы Рывадин все сделал, чтобы ребята хорошо жили. Команда была скомплектована из пилотов школы, которые переучивали пилотов всего СССР на новые самолеты, у них было много свободного времени, хорошо им платили. Все жили в одном доме.
И вот я начал писать повесть о нашей Батайской футбольной школе, где был воспитанником в 1933 -1934 -1935годах. У нас было пять эскадрилий, по 180 человек в каждой. Главным в физкультуре был футбол. Весь город Батайск, а потом и Азов болели за нас, как за своих земляков. Радость славы делала большие успехи в учебе, труде и спорте. Вот в чем секрет. Мне идет 79 год, мои товарищи по летной школе в своем большинстве лежат в нашей земле вечно. Мы как-то с другом Колей Опришко подсчитали, что на 1992 год из 900 пилотов-батайцев осталось десять человек в живых, почти все погибли в войну. И до войны, и после войны летчики бились и бьются каждый день.
В Батайской школе Пятая эскадрилья была исключительно из девчат, а самая лучшая и смелая летчица была Бершинская, летчик- инструктор. Я лично наблюдал, как в проливной дождь она возвращалась с учебного маршрута на самолете Р-5 и посадила его в 5 метрах от стоянки самолетов по прямой на колесе. Это была женщина редкой красоты и обаяния. Кстати Р-5, это бывший военный самолет, разведчик и бомбардировщик, на нем стоял двигатель 12-цилиндровый водяного охлаждения и работал ритмично, как звук часов. На нем в годы Гражданской войны в Азии мой дядя Гриша Гаврилов комбриг, воевал вместе с Котовским, Тухачевским и Пархоменковым. Мой дядя в качестве бомбардира выкуривал из скал басмачей. С помощью гранат и турельного пулемета из второй кабины. Очень жаль, что успешно освоив самолет Р-5, я после окончания школы не мог на нем летать.
 Другое было задание на ПО-2 учить летать летчиков для Красной Армии. Мы, как комсомольцы, выполняли призыв-лозунг: «Сто пятьдесят тысяч летчиков для страны». На этом легендарном самолете спасали челюскинцев.    Это Илья Павлович Мазорук, Слепцов, Манаков и другие. Получили первыми Героя Советского Союза.  Позднее, я с Ильей Павловичем Мазоруком встречался в Москве и на Севере, мыс Каменной Обской Губы.  Илья Павлович, старый и опытный летчик Полярной авиации, всю войну перегонял самолеты из Америки через Сибирь на фронт. А после войны работал на Севере по сопровождению судов Северного морского пути и руководил подбором кадров для полярной авиации, людей смелых и выносливых, живущих по принципу «один за всех и все за одного». Не дай Бог, оказаться в небе в дни черной пурги, когда ветер с бешенный скоростью 120 км в час срывается с Таймырских гор и, перемешивая снег с землей, валит его на полярников. И это могло затянуться на дни и недели.
На Тушинском аэродроме я видел воздушные парады, где был Сталин и 300 тысяч москвичей. Восемнадцатого августа каждый год, как праздник, показывали новую авиационную технику. Вот один эпизод. На аэродроме шли тренировки полетов, одна ОСОВИАХИМ-овская курсантка плохо осваивала посадку самолета. Она уже выработала максимум, но выпустить в самостоятельный полет ее не решались, и еще повозив дней пять, решили выпустить. Посадили в заднюю кабину, а в переднюю мешок с песком, для центровки. У посадочного знака «Т» заник с красным флажком ее инструктор. Наша «стрекоза» идет на посадку в пике с землей и выравнивает самолет вместо 30 см на 15-20 м. С такой высоты в практике колеса уходят в крен. Она уже уходила на 2-ой круг 15 раз. Все горючее выработала, подвесила самолет на 12 метров и плюхнулась на землю как блин на сковороду. Колеса подмяла, но отделалась легким испугом, вышла из кабины, сняла шлем с головы и крикнула: «Катитесь все вы, со своей авиацией, а я пойду домой!». Все присутствующие упали от смеха на землю, а она как тень растворилась в городе.
На этом же аэродроме в 1934 году на тренировке абсолютная чемпионка, парашютистка разбилась у нас на глазах. Спортсменка – парашютистка Нина Камнева должна повторить свой рекорд прыжка, прыгнув с высоты более 7000 м и пролететь не раскрывая парашюта 7 км. Вот она прыгнула и достигла минимальной высоты, но парашют не открыла…, и резкий удар в лужу небольшого болотца. Мы подбежали и увидели, что она разбилась, самочувствие у всех нас курсантов было удручающе. Тогда старший руководитель скомандовал: «Укладчик парашюта, ко мне!» Тот подошел и побледнел. Вы за укладкой парашюта следили? Он ответил: «Да».
- Тогда надевайте этот парашют и докажите в прыжке, что Вы его правильно уложили.
 Он надел ее парашют, самолет поднялся на высоту 7 км, выпрыгнул, и парашют раскрылся, он хорошо приземлился. Мы ему пожали руки за его правдивые слова. Медэкспертиза сделала свое заключение, Нина Камнева погибла в прыжке с парашютом от разрыва сердца.
В этом же 1934 году, еще происшествие большой значимости на Тушинском аэродроме. Генеральная репетиция воздушного парада 17 августа. На аэродром приехало все правительство во главе со Сталиным. Мы, курсанты техникума были на аэродроме в цепи охранения рука за руку, чтобы мышь не проскочила. Мы в белых кителях ГВОР стояли спиной к членам правительства, и все слышали и видели. Вот полетел летчик Горяев, он должен на высоте вогнать самолет в штопор и вывести его перед самой землей, плавно посадить на землю. Высота уже критическая, а летчик самолет не выводит из штопора. И вот глухой удар самолета об песок берега реки Москвы и столб пыли и дыма… Нарком Ворошилов дает команду:
- Две санитарки к самолету быстро!
И поехали санитарки. Через 20 минут они подъехали на командный пункт, и Ворошилов говорит:
- Летчику 20 суток ареста.
А Сталин, как любящий отец летчиков, подходит к летчику, обнимает его, целует, и говорит:
- Ты жив, это самое главное. Самолетов мы наделаем, а летчиков не воскресим.
И тогда Ворошилов, увидев, как идет дело, дает команду:
- Отставить 20 суток ареста.
 Сталин спрашивает летчика, что за причина этой аварии.
Летчик рассказывает:
- Иосиф Виссарионович, мы в дни парада, надеваем обмундирование все новое, таков наш порядок. Я надел новые хромовые сапоги, и нога моя с сапогом провалилась в педали и заклинилась. Вот и все.
Сталин сказал:
- Спасибо за правду, а парад надо доработать, чтобы больше не падать.
Еще один час репетиции, и все члены правительства во главе со Сталиным уехали с аэродрома.
На этом же Тушинском аэродроме видел полет самолета – гиганта Максим Горький, слова красной краской на белых крыльях. В день парада, с высоты 400 м через могучие радиоприемники слышатся слова экипажа Максима Горького:
- Приготовиться, иду на посадку.
И вот он приземляется и подруливает к зрителям поближе.
У самолета знатные летчики: Чкалов, Громов, Серов и др. Я тоже подошел близко к этому самолету. Потом увидел полет летчика – истребителя Серова, тот делал восходящий штопор и все фигуры высшего пилотажа, а также полеты строем во главе с Чкаловым, Супруном, Беликовым, как связанные, как нимфы, они делали каскад фигур высшего пилотажа.
Тушинский аэродром для москвичей был местом большого праздника. Сталин очень любил этот парад. Я, после войны в 1947 году в составе 30 самолетов пролетел в фигуре пятиконечной звезды в первом луче по ходу третий справа. Пронесся через весь аэродром, и было 300 тысяч москвичей и все правительство во главе со Сталиным. Он нас летчиков называл ласково «соколами», и мы, как его сыны тем же отвечали, бескорыстно ему верили и любили.
За полет «Пятиконечная звезда» в 1947 году я получил награду орден Красной Звезды и премию – хромовое пальто, за подготовку летных кадров для нашей армии. Во фронтовой военной школе я выучил 150 летчиков.

Материал подготовила и передала клубу "Ярославский авиатор" племянница М.С. Гаврилова Опалева Галина Витальевна, музей "Усадьба Свиньиных-Козловских". с. Смоленское. Фото из семейного архива и сайта "Память народа".