Карачиха история
Начало ХХ века

Второй год работы Ярославского аэроклуба


Страница газеты «Северный рабочий», рассказывающие о лучших людях аэроклуба (ко дню 18 августа 1934 года.)
18 августа 1934 года,  во вторую годовщину дня Воздушного Флота СССР, Ярославскому аэроклубу исполнился ровно год. Как радушный и гостеприимный хозяин, второй раз принимал он на своём зелёном поле празднично одетые толпы горожан. К середине дня на аэродроме собралось до 20 тысяч ярославских трудящихся. Играли в восемь духовых оркестров, выступали два хора («Красный Перекоп» и «Связь»), работали 30 буфетов. Никогда ещё на аэродроме не происходило нечто подобное. В час дня открылся митинг, посвящённый Всесоюзному Дню Воздушного Флота СССР. Начальник аэроклуба И.Г. Риукко рапортовал трудящимся о проделанной аэроклубом работе. Она была скромна. Лётному делу обучалось 11 молодых рабочих «Резинокомбината», 10 рабочих «Волгостроя», 10 рабочих «Автозавода», девять рабочих с разных производств. Отличные успехи в лётной практике имели учлёты: Паньков, Осадкин, Аюпов, Бретовский, Яманов, Гуляев, Веселов, Задворников, Комаровский, Никулин, Удалов. Среди пилотов были две девушки: Зоя Шитенева - повар «Заводстроя», и Зина Скорикова - работница завода «Красный Маяк». Обе девушки-комсомолки были первыми лётчицами Ярославского аэроклуба.
Первая ярославская девушка-лётчица - Зоя Шитенева; в 1934 году работала поваром «Заводстроя».

Замечателен путь Зои Шитеневой. Простая деревенская девушка, уроженка деревни Боронишино Рыбинского района, Шитенева в 1930 году окончила ФЗУ общественного питания; работала поваром «Заводстроя», одновременно занималась в планерной станции аэроклуба, а закончив её, перешла на отделение пилотов. Ко Дню Авиации Зоя Шитенева имела на самолёте 34 полёта и 8,5 часов налёта.
Страница газеты «Северный рабочий», рассказывающие о лучших людях аэроклуба (ко дню 18 августа 1934 года.)
В планерной станции отлично летала планеристка Кутенева. Из постоянного состава пример в работе показывали лётчики: И.А. Якушенко, И.А. Лукьянов, А.А. Трофимов, В.Ф. Мочалов, техники: Г.Н. Бирюков и А.А. Макаров. Планерная станция подготовила 18 планеристов.
После рапорта аэроклуба состоялась передача аэроклубу самолётов, приобретённых предприятиями в 1934 году, и выпуск 18 планеристов. Лётную программу праздника открыли юные авиамоделисты, запустившие модели и змеи; за ними взлетели планеристы. Состоялся групповой полёт звена, И.А. Якушев показал одиночный пилотаж. На четырех самолётах производилось катание ударников и колхозников. Кавалеристы-осоавиахимовцы продемонстрировали военно-спортивные выступления. В разгар праздника налетевший дождь рассеял зрителей, но, как только дождь прекратился, люди снова заполнили аэродром. Интересные, содержательные впечатления оставил у ярославцев это торжественный день 18 августа 1934 года…


В ноябре 1934 года начальником аэроклуба стал прибывший из Алма-Аты лётчик-орденоносец Никифор Семёнович Кулик. Способный организатор и воспитатель возглавлял аэроклуб трехлетний период (1934-1937 годы) и оставил положительный след в истории аэроклуба. Состоявшаяся в декабре 1934 года первая конференция аэроклуба констатировала недостаточное число его членов для такого центра как Ярославль (528 человек), было намечено охватить клубным членством 10 тысяч человек.
Конференция отметила хорошую работу Эльзы Янсон, комсорга «ЯЭМЗ», организатора парашютного кружка на заводе, сумевшую вовлечь в члены аэроклуба значительное число рабочих и лично ставшую активной парашютисткой аэроклуба. В декабре аэроклуб объявил новый набор пилотов, планеристов, парашютистов. Среди вновь принятых учлётов пилотского отделения пятую часть составляли девушки: Т. Гусева, А. Варакина, Н. Вакатимова, А. Павлова. Ф. Масина, Н. Щербакова, М. Тимофеева (Тимохина), К. Петухова, В. Петрова, Струнина и другие; 60% состава составляли комсомольцы, 87% представляли рабочие ярославских предприятий.