Южный история
Начало ХХ века

Зачеты по самолету и мотору: из истории аэроклубов в 1930-е годы в Ярославской области

Лучшие учащиеся лётной школы, комсомольцы Мохов, Макаров, Потемин. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп.2. Д.76.
В 1930-е годы Советский Союз активно развивал авиацию. Кадры для воздушного флота ковались в аэроклубах, куда массово шла рабочая молодежь.
Аэроклубы были открыты в Ярославле и Рыбинске. Учащихся называли курсантами или учлётами, то есть учениками-лётчиками. В распоряжении аэроклуба был аэродром, моторный класс, моторный музей, класс теории и техники полета, авиамодельный и самолетный классы, а также зал для мероприятий, буфет и библиотека. Формировался учебно-летный план, за исполнением которого тщательно следили. Занятия проходили в две смены и делились на теоретические и практические по наземной подготовке и лётной работе. Параллельно с курсантами вели строевую подготовку. По каждой дисциплине учлёты сдавали зачеты. В аэроклубы также набирали планеристов и парашютистов. Все желающие могли вступить в клуб, но фактически в классах занималась заводская молодежь.
Подготовка пилотов в Ярославском аэроклубе. 1934 год. ЦДНИ ГАЯО Ф. 7302. Оп.2. Д.76.
По оценке первичной организации ВКП(б) Рыбинского аэроклуба, рабочие Рыбинского машиностроительного завода составляли примерно 80% курсантов в 1935 году. Бюджет аэроклуба на 80-85% финансировался заводом, а остальную часть средств выделял город Рыбинск. В 1939 году к началу нового учебного года на курсы было подано 76 заявлений. За этот же год обучение закончили 94 курсанта.
Учлёты на практических занятиях в аэроклубе города Ярославля. 1934 год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп.2. Д.76.
Курсанты вели активную общественную работу, участвовали в социалистических соревнованиях Учебной группе с лучшими баллами вручалось переходящее Красное знамя. Коммунисты Рыбинского аэроклуба выпускали стенгазету «Старт» с заметками собственного сочинения, для чего сформировали редколлегию.
Учлёты у учебного самолета У-2. 1934 год. ЦДНИ ГАЯО. Ф. 7302. Оп.2. Д.76.
Обучение проходило на самолетах У-2. Не обходилось и без аварий по вине курсантов. Например, в Рыбинском аэроклубе в марте 1941 года во время учебного полета курсант слишком быстро начал снижение. Инструктор поздно отреагировал на ошибку и взял управление на себя, после чего машина была полностью разбита, но, к счастью, люди не пострадали. Эти случаи впоследствии активно обсуждались и разбирались на комсомольских собраниях.
Аэроклубы и популяризация авиаспорта имели огромное значение для СССР в преддверии Великой Отечественной войны.
Материал подготовлен ЦДНИ ГАЯО, апрель 2022 год.