Амет-Хан Султан родился 20 октября (по другим данным 25 октября) 1920 года в селе Алупка Дерекойской волости Ялтинского уезда Таврической губернии (ныне город в составе городского округа Ялта в Крыму). В 1936 году окончил 7 классов школы в Алупке, в 1937 году – железнодорожную школу ФЗУ в Симферополе. В 1937-1939 годах работал слесарем по ремонту паровозов в Симферопольском депо. В 1938 году окончил Симферопольский аэроклуб. Призван в ряды РККА 03.02.1939 года.
В марте 1940 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк, в котором служил Амет-Хан Султан, входил в состав ПВО города Ярославля, базировался на аэродроме Якушево (под Рыбинском).
Утром 31 мая (по другим данным 30 мая) 1942 года командир звена 4-го иап лейтенант Амет-Хан Султан на английском истребителе «Харрикейн» протаранил немецкий «Юнкерс-88». За этот подвиг летчик был награжден Орденом Ленина.
В издании "Ярновости" Александр Беляков, автор статьи "ЯРСТАРОСТИ: Амет-Хан Султан и его ярославский таран" воссоздает хронику событий весной 1942 года.
......Противники сошлись ранним утром на высоте 7300 метров, на которой обычно летали самолёты-разведчики. Несмотря на солидные габариты, «Юнкерс» довольно ловко уходил от прицельного огня «Харрикейна». Прежде чем у Амет-Хана кончился боезапас, он смог лишь ликвидировать бортстрелка. Не получив ощутимых повреждений, «Юнкерс» развернулся и на высокой скорости начал уходить. Оставалось последнее средство…
Есть гипотеза, что на самом деле у «Харрикейна» просто заклинило систему управления огнём. Распространённая в советское время версия об израсходованном боекомплекте якобы прикрывала тот факт, что по ленд-лизу в Союз поступала не очень качественная авиатехника. Однако никаких документальных подтверждений этой гипотезы нет.
Амет-Хан протаранил немца снизу левым крылом своего «Харрикейна», так что оно застряло в загоревшемся «Юнкерсе» Удар оказался настолько сильным, что лейтенант в кровь разбил голову о приборную доску. Но не это было самое страшное. Крыло немецкого бомбардировщика повредило фонарь кабины «Харрикейна» и перекрыло выход из неё. Лейтенант с трудом сумел освободиться из этой ловушки и воспользоваться парашютом.
Позже, воскрешая в памяти подробности боя, он пришёл к выводу, что совершил ошибку. Таранить надо было сверху, разрушая «Юнкерс» с помощью шасси. В этом случае у Амет-Хана Султана был шанс сохранить свой самолёт. Но подвиг остаётся подвигом, даже если он выполнен технически небезупречно.
Сошествие с небес
Обстоятельства плавного сошествия Амет-Хана Султана с небес на ярославскую землю в разных источниках описаны по-разному и выдержаны в фольклорном духе. По одной из версий, «он не успел погасить парашют, как оказался в окружении ватаги босоногих мальчишек». Согласно другой версии, бдительные местные жители поначалу встретили лётчика с вилами в руках, однако орден Красной Звезды на гимнастёрке развеял все подозрения. Среди участниц встречи упоминаются две девушки, которые поблизости пахали поле на тракторе.
Мария Катышева: тогда 18-летняя девушка, была одной из первых, выбежавших на встречу нежданному небесному гостю. "Он упал под горой. Пока мы подбегали, он вылезал из парашюта. И идёт к нам, а мы думали, что это немец. Все бежали, кто с граблями, кто с вилами.(..) Он увидал, что бежит столько народу, и кричит: "Ребята не бейте меня, я свой"
Вот бесхитростное свидетельство Александры Денисовны Удаловой: «Весной 42-го года от военкомата меня послали учиться на курсы трактористов, которые были организованы в здании Шебунинской школы. В мае начали самостоятельно пахать. Ранним утром 31 числа с подругой Саней Викуловой работали за Дымокурцами. Трактор заглох, и мы стали ждать ремонтников. В небе показались два самолёта. Разгорелся бой. Мы знали, что немцы пытались уничтожить железнодорожный мост через Волгу. Самолёты столкнулись, вспыхнуло пламя. «Немец» упал в Ляпинские карьеры, рядом с Волгой. От испуга моя Саня спряталась под трактор, а я окаменела. Прямо на нас спускался парашютист. Опомнилась под розовым куполом. Передо мной лежал человек среднего роста, красавец, чёрные волосы виднелись из-под шлема, на щеке – кровь. «Ты откуда?» – спросила я. Он показал пальцем вверх и потерял на какое-то время сознание. Вскоре нас окружили детвора и колхозники. Бригадир Котов Ф.Ф. повёл лётчика домой в Дымокурцы».
В Дымокурцах герою обмыли раны на лице и пригласили к столу. В описаниях деревенского застолья фигурируют картошка в чугуне, квашеная капуста, грибы, соленые огурцы. Одна из сказительниц намекает, что нашлась и водка, извлечённая из закромов ради такого случая, во что охотно верится.
Дальше авторы вновь расходятся в подробностях. Одни пишут, что после застолья Амет-Хан Султан, как былинный богатырь, прилёг вздремнуть на широкой перине, и только в полдень его разбудил приехавший за ним на машине комиссар полка Миронов. Другие утверждают, что комиссар прибыл прямо к застолью и сразу по его окончании увёз героя в полк. Справедливости ради скажем: обе версии красивы.
От комиссара лейтенант узнал, что два уцелевших лётчика из экипажа «Юнкерса» были выловлены из Волги. Имея опыт «правильной» войны в Европе, они возмущались тем, что их «сбили не по правилам».
Обломки «Юнкерса» выставили для всеобщего обозрения на Советской площади. Был ли это самолёт, протараненный Амет-Ханом, или какой-то другой, доподлинно неизвестно. Городской комитет обороны вручил лётчику именные часы и почётную грамоту. А государственной наградой за таран в ярославском небе стал для него орден Ленина.
В книге "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО", автор Михаил Зефиров, эти же события описываются несколько иначе.
......Утром 31 мая на аэродроме 721 иап в ожидании разрешения на вылет летчик Амет-хан Султан уточнял свой маршрут патрулирования над Ярославлем. Вдруг по радио раздалось:«Тревога! Обнаружен одиночный Ю-88!» Запуск мотора, выруливание на взлетную полосу, короткий разбег, и «Харрикейн» скрылся за верхушками деревьев. Поднявшись в воздух, Амет-хан набрал высоту 7300 м, на которой обычно пролетали самолеты-разведчики, и стал барражировать в указанной зоне. Вскоре с юго-запада на фоне серо-голубого неба появился знакомый силуэт, стремительно увеличивающийся в размерах.
Это был Ju-88D-1 W.Nr.1604 «T5+DL» из 3-й эскадрильи Aifkl.Gr.Ob.d.L, в то утро вылетевший на разведку в район Ярославль – Рыбинск – Рыбинское водохранилище.
Амет-хан направил свой «Харрикейн» навстречу противнику и предпринял попытку атаковать «Юнкере» с фронта. Не имея серьезного боевого опыта, он еще издали открыл огонь сразу из всех пулеметов, выпустив впустую почти весь боезапас. Естественно, разведчик не получил никаких повреждений и, маневрируя, начал на большой скорости уходить.
С большим трудом советскому летчику удалось развернуть машину, не потеряв при этом противника из виду, и вновь выйти в атаку, на этот раз с задней полусферы. Теперь Амет-хан открыл шквальный огонь по кабине бортстрелка и израсходовал оставшиеся патроны. После этого ничего не оставалось, как идти на таран либо вернуться на аэродром ни с чем. Однако первая попытка срезать винтом часть хвостового оперения «Юнкерса» не удалась. В последний момент немецкий пилот отвернул самолет. Тогда, разогнав «Харрикейн» до максимальной скорости, Амет-хан просто пошел на столкновение и прорезал крылом фюзеляж разведчика. При этом плоскость истребителя буквально воткнулась в него, и самолеты далее летели, уже сцепившись друг с другом!
С трудом вывалившись из кабины, советский пилот удачно приземлился на левом берегу Волги. Немецкий экипаж тоже успел покинуть самолет, и четыре человека опустились в разных местах, кто в реку, кто в прибрежные камыши. Первым повезло меньше: как только они выбрались на берег, то были сразу же задержаны подоспевшими патрулями. Двое других скрылись в прибрежных лесах. Обломки самолетов рухнули на поля колхозников в пяти километрах северо-восточнее.
В свой полк Амет-хан вернулся уже героем, а через несколько дней его пригласили в Ярославль. По пути в городской комитет обороны его привезли на центральную площадь, где для общего обозрения были выставлены остатки сбитого самолета. В горкомитете обороны Амет-хана встретили торжественно. Молодому летчику вручили грамоту «Почетный гражданин города Ярославля» и именные часы с надписью: «Лейтенанту Красной Армии т. Аметхану Султану, геройски сбившему немецко-фашистский самолет. От Ярославского городского комитета обороны. 31. V. 1942 г.» .В пропагандистских целях «Юнкере», сбитый 31 мая, был объявлен «бомбардировщиком, летевшим бомбить Ярославль»,в таком свете таран Амет-хана, «спасшего мирный город от бомбежки»,выглядел более значимым и героическим.
Таким образом, в течение апреля – мая немцы потеряли над Ярославской областью уже два дальних самолета-разведчика.
Осень под бомбами
Ещё в октябре 1941 года глава Ярославского городского комитета обороны Николай Патоличев докладывал Сталину о последствиях вражеских бомбардировок. На вопрос Верховного Главнокомандующего «Сколько же сбито немецких самолетов над Ярославлем?» Николай Семёнович честно ответил: «Ни одного».
Между тем бомбёжки наносили области ощутимый ущерб. В октябре их произошло около ста – групповых и одиночных. В результате 327 человек погибло, 552 было ранено. Бомбы уничтожили 15 жилых домов, 4 железнодорожных вокзала, 175 вагонов.
Главными мишенями врага стали промышленные объекты и железнодорожные пути. Под Ростовом немцами был ликвидирован шедший на фронт воинский эшелон. Недалеко от Рыбинска под бомбы попал поезд с детьми из блокадного Ленинграда. Почти все они погибли. В рыбинском районе Копаево целью немецкой авиации стали резервуары с бензином и нефтью. Десятки тысяч тонн горючего пылали, стекая в Волгу, так что казалось, что и река горит.
Ситуация стала меняться к лучшему, когда по личному приказу Сталина в область были направлены 4 авиационных полка противовоздушной обороны. В общей сложности с помощью зенитных орудий и авиации над территорией Ярославской области в годы войны было сбито 27 немецких самолетов.
Источники: Ярновости, автор Сергей Беляков;
Портал "Память народа";
Сайт "Герои страны";
Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО, автор Михаил Зефиров.
Материал подготовил А.В. Серов