Общая история

Соединяя берега и судьбы… Часть 2

Великая Отечественная война

Немецкая аэрофотосъемка Волжского моста (открытый источник).
Наверное, нет смысла лишний раз говорить об особом положении любого моста в годы войны. Они и в мирное-то время несут свою нелёгкую вахту без выходных, праздников и сна. Так получилось, что Ярославский и Волжский мосты тогда образовали единственную транспортную железнодорожную артерию, по которой с 1941-го по 1943-й годы осуществлялось движение в северо-западном направлении. Непрерывным потоком шли эшелоны из Сибири и с Дальнего Востока со свежими дивизиями, техникой, боеприпасами и продовольствием в сторону Ленинграда, Волхова и Калинина. Обратно вывозили раненых и эвакуированных. Однопутный мост работал в режиме максимальной загрузки. Каждые 15 минут по нему проходил состав. Страшно даже представить, что было бы, случись хоть одно прямое попадание. Почти вся Калининская область тогда была в оккупации, и других вариантов железнодорожного сообщения просто не существовало.
Интересы немецкого командования к Волжскому мосту и железной дороге в целом были очень серьёзными, что подтверждает и сохранившаяся аэрофотосъемка, сделанная германским самолетом-разведчиком.
Немецкая аэрофотосъемка левого берега с укреплениями на станции Волга (открытый источник).
На снимках виден и сам мост. Цифрой 1 обозначен новый железобетонный мост, а цифрой 2 – старый стальной, который не был демонтирован сразу, а просуществовал всю войну в законсервированном состоянии и был резервным, хотя уже и не мог выдерживать тяжёлые воинские эшелоны с техникой.  Это же подтверждается и журналом боевых действий 80-й дивизии ПВО, сформированной 23 апреля 1944 года из частей Рыбинско-Ярославского дивизионного района ПВО, где в перечне охраняемых объектов на станции Волга значатся 2 железнодорожных моста. Отдельно снят левый берег, на котором расположены оборонительные укрепления станции Волга, огибающие предмостовую территорию.
Аэрофотосъемка правого берега с укреплениями на станции Кобостово и железной дорогой на Рыбинск (открытый источник).
На другом снимке – правый берег с оборонительными рубежами на станции Кобостово и дорогой, ведущей к Рыбинску. Съемка сделана с высоты 12 километров, куда не могли достать даже 85-мм зенитные орудия.
То, что за всю войну ни одна бомба не попала в несущие конструкции моста – это не чудо, а результат продуманной эшелонированной противовоздушной обороны. На дальних подступах, примерно в километре, дислоцировались артиллерийские батареи. Две из них, вооруженные длинноствольными полуавтоматическими зенитными орудиями калибра 76,2 мм, представляли грозную силу: дальность вертикального выстрела составляла около 9 км. Единственная цель, которую они не могли достать – это самолеты-разведчики, так называемые «рамы».
Для полного укомплектования третьей батареи в сентябре были получены четыре новых зенитных орудия калибра 85 мм с дальностью вертикального выстрела уже почти 10 300 м. Расчеты достаточно быстро освоили новую материальную часть. На ближних подступах прорвавшихся через огонь батарей бомбардировщиков встречала зенитно-пулемётная рота. Счетверённые установки из пулеметов «максим» с принудительной системой водяного охлаждения были способны вести огонь длинными прицельными очередями. Немалую роль в обороне моста сыграла и служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), задачей которой было заблаговременное оповещение по рации огневых подразделений ПВО о приближающейся авиации противника. Были эти посты и на дальних подступах к Волжскому мосту.
Пост ВНОС (открытый источник).
Штаб дивизиона располагался в деревне Папоротная, в деревенском доме, где до этого была сначала церковно-приходская, а в советское время – начальная школа.
В ноябре из состава прожекторной роты на фронт убыло 30 человек с тремя зенитными прожекторами. С конца ноября зенитчики входят уже в состав Рыбинско-Ярославского дивизионного района ПВО, который был преобразован 30 ноября 1941 года из Калининского бригадного района ПВО на основании Постановления ГКО СССР №874сс от 9 ноября 1941 года.
23 ноября одну батарею из четырех орудий калибра 85 мм и 70 человек личного состава перебрасывают на усиление ПВО Калинина в 27-й ОЗАД ПВО.
30 ноября командиром дивизиона назначен старший лейтенант Светлов Алексей Евдокимович, ранее воевавший в должности начальника штаба в 61-м ОЗАД. Комиссаром назначен Крамаров Яков Петрович, ранее возглавлявший парторганизацию того же 61 ОЗАД.
12 апреля 1942 года на основании директивы Военного совета войск ПВО от 27 марта 1942 г. в дивизион прибыло необычное пополнение – 69 девушек-комсомолок. Эта мера была вызвана тем, что за первый год войны страна понесла огромные людские потери, подавляющее большинство которых составляли мужчины. В армии людей катастрофически не хватало, и поэтому руководство государства пошло на этот отчаянный шаг. В 1942 году было проведено три массовых мобилизации женщин в ряды Красной Армии. Первая, согласно постановлению ГКО СССР № 1488сс от 25 марта 1942 г., направляла 100 000 девушек-комсомолок в возрасте от 19 до 25 лет с образованием не ниже 7 классов в части противовоздушной обороны страны для замены ими красноармейцев-телефонистов, радистов, разведчиков-наблюдателей за воздухом, а также в части зенитной артиллерии. В дивизионе девушки, после начального военного обучения, были направлены почти во все подразделения: это и расчеты артиллерийских батарей, и отделения наблюдения, и прожекторная рота, и пулеметная рота, и посты ВНОС. Молодое пополнение проходило обучение, в том числе, и в частях ПВО, стоящих в Переборах и прикрывавших Рыбинск. Среди девушек было немало местных.
Воспоминания одной из них, Зобовой Марии Петровны, также хранятся в музее Волжской средней школы. Она родилась в городе Угличе в 1925 году. Работала на строительстве часового завода (тогда он назывался «Завод точных технических камней №2»). Вот что она вспоминала: «В воскресенье 22 июня в Угличе открывали парк. Неожиданно появилась милиция, люди стали собираться группами: сказали, что началась война. Всех отцов забрали в армию в ту же ночь. Нас, молодых, отправили копать противотанковый ров. Жили в домах недалеко от Угличской плотины. Поработали один месяц и убежали домой мыться. Когда вернулись, все комсомольцы 17-18 лет получили повестки с приказом защищать Родину. Стали собирать котомки – завтра с вещами нужно было явиться в военкомат. Собралось нас человек 30. Пешком тридцать пять километров шли до Мышкина, затем на пароме переправились через Волгу. На другой стороне реки нас встретили грузовые машины. Приехали в деревню Папоротная: в офицерской столовой, которая располагалась на месте сада у дома Фроловых, нас накормили вкусной пшенной кашей, согрели чай. Кто на полу, кто на стуле, переночевали. Утром всех распределили по домам. Дня два ходили в своей одежде. Потом выдали всем девушкам здоровенные мужские шинели. Все склады с продовольствием, одеждой, хозяйственные сараи находились в Папоротной. Приходилось ходить за хлебом, другими продуктами, чистить снег. Как-то несла на плечах мешок с продуктами – наступила на полы шинели и опрокинулась вместе с мешком набок. Поднял меня за ворот какой-то солдат. В доме Климова Анатолия жил с семьёй демобилизованный по здоровью солдат из Ленинграда – он и перешивал шинели девушкам по росту. Через два года службы дали мягкие кожаные сапоги взамен жёстких кирзовых. А ещё приходилось заведовать пищевым складом».
Но главной их задачей было обслуживание мелко- и крупнокалиберных зенитных орудий. По словам Марии Петровны, девушки подносили снаряды к зениткам. На отражение одной атаки расходовали целое хранилище боеприпасов. После боя оставались груды пустых гильз, и их нужно было убирать. Также красили пушки в защитный цвет, так как после стрельбы они обгорали и становились чёрными от копоти и дыма.
Приходилось стоять и на посту. Зимой надевали шубы, валенки, меховые рукавицы и меховые шапки. «В нашем дивизионе, – вспоминала Мария Петровна, – служили молодые люди и девушки из разных концов страны: с Дальнего Востока, из Грузии, из Ленинграда, Москвы... Всех мы не знали, познакомились между собой при встрече в 1984 году спустя почти 40 лет после войны. Наша батарея стояла между деревнями Папоротная и Зиновская. С другой стороны моста, ниже по течению, у деревни Гладышево, также стояла батарея. На мосту находились пулемётная рота и мелкокалиберная батарея. Поезда по мосту шли непрерывно: через каждые пятнадцать минут с фронта везли раненых, на фронт – продовольствие и боеприпасы. Осколки от стрельбы зенитных орудий засыпали часто и свои батареи. Город Калинин был занят в начале войны немцами: вечером в той стороне начиналась стрельба, слышался гул самолетов, постоянно были видны светящиеся разрывы.
Первое время было очень страшно, но потом страх прошел. Налеты на железнодорожный мост немецкая авиация делала всегда в одно и то же время. Однажды девушки-зенитчицы подбили у деревни Зиновской советский самолет, вынужденный сесть на лед Волги: летчики не подали опознавательного сигнала, решив пошутить с девчонками (нужно было качнуть крыльями сначала влево, а затем вправо). Когда поняли, что самолет наш, направились все к месту посадки. Летчики грозят нам кулаками. Самолет ещё долго оставался на льду Волги, пока не устранили повреждение».
Сами зенитчики заготавливали дрова для топки печей, сажали весной картофель, капусту. В деревнях жили и окопники – те, кто по состоянию здоровья не подлежал отправке на фронт.
После Великой Отечественной войны Мария Петровна жила в городе Рыбинске, а когда вышла на пенсию, уехала жить в деревню Зиновскую, где в годы войны служила зенитчицей. Много лет она вела переписку со своими однополчанами, приезжала на встречи ветеранов.
Ольга Георгиевна Разина родилась в 1919 году в селе Глебово. В 1937 году закончила школу №3 в Рыбинске и поступила учиться в Рыбинский авиационный институт, но вмешалась война, завод эвакуировали в Уфу, а она осталась с больной матерью в Глебово. Когда там открылся госпиталь, пошла служить санитаркой. После смерти матери стала проситься на фронт, подала заявление в военкомат, и в январе 1943 года ее призвали в войска ПВО в 362 ОЗАД. Вспоминает, что было и тяжело, и страшно: во время отражения налетов вражеской авиации стволы орудий раскалялись чуть ли не докрасна. Сложно было и с бытовыми условиями, но все терпели. В феврале 1945 года, когда дивизион уже находился в Польше, она попала в госпиталь со сложным переломом (ящик со снарядами упал на ногу), там и встретила День Победы. 19 мая её выписали и после демобилизации она возвратилась в Глебово, где потом 30 лет проработала воспитателем в санаторно-лесной школе.
15 августа 1942 года первая батарея, прикрывавшая железнодорожный мост на линии Кашин-Калязин, прибыла на станцию Волга и заняла оборонительную позицию в 1 км северо-западнее моста.
В январе 1943-го года были передислоцированы наблюдательные посты (НП): НП-1 был перенесён в село Погорелку, это в 15 км от моста вниз по течению. Разместился он на крыше деревянного двухэтажного здания средней школы, которое сохранилось до сих пор. НП-2 передислоцировался в район деревни Федотьево, НП-4 – в район деревни Галачевской, лежащей выше по течению. На фронт убыло 4 человека из среднего комсостава, 7 – из младшего, 30 человек – из личного состава.
В начале декабря 1942 года, согласно журналу боевых действий,  на базе дивизиона началось формирование 706-й отдельной зенитно-пулемётной роты, и было закончено 6 декабря. В этот день рота отправилась повзводно на ПВО железнодорожных станций Некоуз и Маслово.
22 декабря 2 взвод был снят со станции Маслово и возвращен обратно на ПВО мостов через Волгу.
В июне 1942 года рота убывает из Ярославля в распоряжение командира 1393 ЗАП (ЗЕНАП).
27 марта 1943-го года по распоряжению командующего дивизионным районом ПВО на усиление обороны моста прибыл 6-й взвод малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА) в составе двух 37-мм зенитных орудий и 23 человек личного состава.
В июне 1943-го года прибыло пополнение в количестве 25 человек, материальная часть пополнилась восемью крупнокалиберными пулеметами ДШК. Была заново сформирована новая зенитно-пулеметная рота, поставленная на огневые позиции ближе к мосту. 25 сентября 1943-го года командиром дивизиона назначен старший лейтенант Казакевич М.И.
На основании директивы Центрального штаба ПВО и штаба Северного фронта ПВО от 13 апреля 1944-го года Рыбинско-Ярославский дивизионный район ПВО преобразован в 80-ю дивизию ПВО Северного фронта ПВО. С 1 мая 1944 года дивизион переходит в состав этого соединения. 29 апреля командиром дивизиона назначен майор Дормидонтов Владимир Александрович.
28 октября 1944 года дивизион начал передислокацию для обороны нового объекта. 6 ноября он занял огневые позиции в районе Рыбинска для защиты Рыбинского гидроузла с воздуха. Но линия фронта была уже далеко от этих мест, и поэтому, 14 февраля 1945 года дивизион двумя эшелонами убыл в действующую армию на Второй Белорусский фронт. Его путь лежал через станции Сонково, Бологое и Торопец, где он пять лет назад был сформирован. Далее – через Белосток, Варшаву и Прагу. Путь лежал в город Кульм, куда он прибыл 10 марта. Поставлена задача – прикрытие переправы через Вислу, тогда он уже входил в состав 4-го корпуса ПВО. Батареи ежедневно вели заградительный и прицельный огонь по немецкой авиации, обеспечивая переправу наземных частей. А через полтора месяца война закончилась. 6 августа в дивизионе провожали первую партию демобилизованных – это были женщины и младшие командиры. Немного позднее дивизион был расформирован. Бойцы и офицерский состав разъехались по всей огромной стране восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Но они не забыли друг друга, не потерялись в водовороте послевоенного мира – вели переписку, изредка встречались, как например, в конце мая 1990 года в Рыбинске. Собирались они не один раз и на станции Волга.
Встреча ветеранов 362 ОЗАД в 1990 году в Рыбинске (фото из музея Боевой и Трудовой славы Волжской средней школы).
Встреча ветеранов 362 ОЗАД на станции Волга (фото из музея Боевой и Трудовой славы Волжской средней школы).
Ещё одно небольшое отступление от главной темы. На территорию Ярославской области немецкая нога ступала много раз, но только лишь с целью восстановления народного хозяйства. Десятки тысяч пленных фашистов отстраивали дома и заводы, разрушенные войной. Бои не дошли до этих мест несколько десятков километров. И, тем не менее, область почти полгода находилась в прифронтовой зоне со всеми, вытекающими из этого обстоятельства, последствиями. Осенью 1941 года была реальная угроза вторжения врага.
14 октября 1941 года в Москве на совещании у Сталина принимается решение о строительстве оборонительных сооружений для защиты наших городов и Рыбинского гидроузла, который, наряду с Угличским, снабжал электричеством Москву. В Ярославской области было создано Управление оборонительных работ, которое возглавил начальник Волгостроя В.Д. Журин. Будущая линия обороны проходила и через станцию Волга. Немецкое командование разработало операцию под названием «Волжское водохранилище». После захвата большей части Калининской области дивизии противника готовились для дальнейшего продвижения вглубь страны, и на пути их лежала Ярославская область. Это позволило бы, в самой ближайшей перспективе, создать плацдарм для наступления на Москву с севера. В первую очередь под удар попали бы Мышкинский, Некоузский и Угличский районы. Общая длина линии рубежей обороны в Ярославской области составила несколько сотен километров. Почти двести тысяч её жителей в течение трех месяцев экстренными темпами возводили, под участившимися авиационными налётами, ДОТы и ДЗОТы, ставили противотанковые «ежи», рыли траншеи и противотанковые рвы, устанавливали надолбы. И всё это в условиях холодов, бездорожья и недоедания. Жили в близлежащих населённых пунктах, спали, где придётся, практически при полном отсутствии сносных бытовых условий, работали весь световой день. Но новый оборонительный рубеж вставал серьёзной преградой на пути приближающихся немецких войск.
В Некоузском районе началась подготовка к эвакуации учреждений. Как строились укрепления на левом берегу, и ещё много интересного, можно прочитать в книге педагога и краеведа Павла Ивановича Васильева «Край наш Некоузский»: «Первостепенное значение в возведении оборонительных сооружений придавалось юго-западному участку по правому берегу реки Волги. А форпост его был вынесен на левый берег для охраны железнодорожного моста у станции Волга. Здесь был создан предмостный оборонительный рубеж. Опоясывал его противотанковый ров длиной около 7 километров. Он начинался у железной дороги в 350 метрах от вокзала. Отсюда дугами подходил к Волге на севере за деревней Торхово и на юге – у деревни Зиновской Мышкинского района. Южный сектор обороны, наиболее доступный для прохода вражеских танков, укреплялся усиленно. Дороги, ведущие к реке и селениям, перекрывались «ежами», а дорога от фабрики к вокзалу – еще и надолбами. У деревни Коплино, на высоком берегу ручья, на западной окраине деревни Петровское, на станции вблизи вокзала, в выемках железнодорожной насыпи были подготовлены ДЗОТы, землянки и траншеи, связывающие их».
Железнодорожный мост от налётов вражеской авиации охраняли три батареи среднего калибра (всего 11 орудий), пулемётная рота, и взвод мелкокалиберной артиллерии 362 ОЗАД. «Одна батарея стояла у деревни Гладышево, а три – между деревнями Коплино, Починок и Папоротной. В деревне Заря на крыше дома Павловых, в посёлке Волга на башне прядильной фабрики и к западу от нее стояли спаренные зенитные пулеметы. В поле за Петровским на 15 метровой металлической вышке размещался пост воздушного наблюдения, соединенный телефоном с зенитными батареями» – такие строки можно прочитать в книге дальше. Скорее всего, роль одной из батарей отводилась взводу мелкокалиберной артиллерии, что подтверждает стандартный состав ОЗАД: две батареи среднего калибра, и две мелкокалиберные (но в условиях военного времени этот порядок часто изменяли). Кроме того, по рассказам ветеранов и старожилов, был еще и муляж зенитной батареи, стоявший возле одной из деревень. Сохранилась и схема обороны Волжского моста, а также, моста на перегоне Кашин-Калязин.
План обороны Волжского и Калязинского мостов 1941 года (фото из музея Боевой и Трудовой славы Волжской средней школы).
На плане видны и места дислокации батарей и укрепления на станции Волга, сходящиеся к мосту, окружностями обозначены зоны кругового обстрела зенитных орудий. Основные силы дивизиона сосредотачивались на левом берегу, прикрывая самое опасное – западное направление. Сделано это было и ещё с одной, очень важной целью: в случае прорыва фронта орудия ставились на прямую наводку для отражения танковых атак. Парадоксально, но именно зенитные орудия в первые два года войны оказались одним из самых эффективных средств борьбы с любой бронетехникой. Позднее именно на базе зениток были спроектированы лучшие противотанковые орудия. Подход к мосту со стороны правого берега, как наименее опасное направление, прикрывал всего один взвод (два орудия) одной из батарей, как и показано на плане.
В результате контрнаступления наших войск 5 декабря 1941 года немцев отбросили от Москвы почти на 100 км, 16 декабря был полностью освобожден Калинин (сейчас – Тверь) и к 1 февраля 1942 года все работы по строительству оборонительных сооружений были свёрнуты. Но труды ярославцев не пропали даром: никто точно не знал, как всё обернется в дальнейшем, и могло случиться так, что Ярославский оборонительный район стал бы последней преградой, заслонившей столицу с северо-запада.
В деревне Папоротной на доме, где в годы войны располагался штаб дивизиона, установлена памятная доска. Противотанковые рвы и земляные площадки, на которых стояли орудия, заросли травой, но пока видны. Время беспощадно ко всему заброшенному, а ведь это наша общая память.

Автор: Александр Истомин, 2020 год.