Общая история

Судьбы летчиков, погребенных в братской могиле села Лютово

Великая Отечественная война

Исследовательская работа  "Развитие авиации в Ярославском крае в годы Великой Отечественной войны и судьбы летчиков, погребенных в братской могиле села Лютово" Ульянова Артема Владимировича, учащегося 9 класса МОУ Мокеевская СШ ЯМР Ярославской области, объединение «Искатели» д. Мокеевское, Ярославского района Ярославской области, была проведена в рамках подготовки к XXV районному конкурсу краеведческих работ – участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» «Люблю тебя, мой край родной!». Научные руководители: Мякина Валентина Васильевна - Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ Мокеевкой СШ ЯМР Ярославской области; Серов Андрей Валентинович – исполнительный директор авиационно-технического комплекса «Левцово». Ярославль, 2021 год.  
На протяжении более десятилетия краеведы занимаются изучением истории братской могилы летчиков в селе Лютово, в восточной стороне от церкви Спаса Нерукотворного Образа и Рождества Иоанна Предтечи. В советский период группа «Поиск» вела активную переписку с родственниками и однополчанами майора авиации Рыцарева Николая Александровича. Ребята изучили судьбу летчика, установили дату гибели, но причина падения самолета неизвестна.
Мы постоянно ухаживаем за братской могилой летчиков и мысль о том, что не на все вопросы получены ответы не покидает нас. Во время экскурсии на авиационно-технического комплекса «Левцово» аэродром Ярославского района познакомились и побеседовали с исполнительным директором авиационного комплекса Левцово Серовым Андреем Валентиновичем. Он обратился с просьбой к школе предоставить для музея комплекса Левцово документы и другие материалы. 
Собирая и анализируя материалы о Герое Советского Союза Рытове Александре Ивановиче и братском захоронение летчиков в селе Лютово, хранящиеся в нашем школьном музее, я заинтересовался этой темой. Решил продолжить работу наших краеведов. Андрей Валентинович высказал свое недовольство тем, что ребята в районе много занимаются краеведением, но не написано ни одной работы о развитии авиации в Ярославском крае. Мы планировали продолжить поиск информации о причине падения самолета около деревни Мужево и обещали Серову А.В. начать изучение темы развития авиации в Ярославской области.
Временные рамки нашего исследования мы ограничиваем пока годами Великой Отечественной войны, самом трагическом периоде истории нашей страны.

Новизна моей работы состоит в том, что на основе собранных краеведами школы материалах мы пытаемся установить причину гибели летчиков у деревни Мужево в июле 1943 года. Неразрывно с этой темой связан вопрос развития авиации в нашем крае, что позволит найти новую информацию.
В ходе исследовательской работы мы изучили краеведческую литературу [1,с. 67-94; 2, с. 261-286; 4, с. 77-94]. В ней мы не нашли информации о развитии авиации в Ярославском крае в интересующей нас промежуток времени. В книге «Истории Ярославского края [1, с. 71-73] мы познакомились с информацией о вражеских бомбардировках области и установили и установили, что самые крупные налеты фашистских самолетов на город Ярославль были 6 ноября 1941 г. и в ночь с 9-10 июня 1943 года. В эту ночь бомбардировке подверглись заводы Резиноасбестового комбината. Выведенный из строя завод был восстановлен за 100 дней героическими усилиями Ярославцев. Главными целями фашистской авиации были промышленные зоны города области, железные дороги, мосты, то есть объекты стратегического назначения. Из этого следует, что Ярославль необходимо защищать с воздуха. В книге « Истории Ярославского края» [1, с. 72] мы читаем: «Н.С. Патоличев позже вспомнил, что когда в октябре 1941 г. он в Москве докладывал о ситуации в области, сколько же сбито немецких самолетов над Ярославлем, он был вынужден признать: «Ни одного». Превосходство немецкой авиации было полным».
В книге «Страницы истории Лютовского края», созданной по материалам школьных краеведов, описывается история работы группы «Поиск» которую возглавляла Чумакова В.А.. Они установили связь с родственниками майора Рыцарева Н.А. погибшего вместе со своим экипажем около деревни Мужево. Был установлен состав этого экипажа, в который вместе с Рыцаревым входили старшие сержанты Петров И.В. и Габдрахманов Ш.Г.. Причина падения самолета группой «Поиск» не установлена [3, с. 66-67]. Работу над этой темой продолжили краеведы в начале XXI века. В 2010 году к краеведам школы приехал из Татарстана Абдрахманов Раиль Табрисович 1971 г.р., внук брата погребенного в братской могиле в селе Лютово летчика Габдрахманова Ш.Г.. О встрече подробно рассказывается в краеведческом издании [3, с. 68].
Чтобы уточнить некоторые данные о судьбах летчиков мы обратились к электронному банку документов периода Великой Отечественной войны - Память народа, который составлен по материалам Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО). В нем мы нашли некоторые нужные нам документы [5-9]. Для поиска информации об аэродромах на территории Ярославского края тоже пользовались интернет источниками [10 -12].
Таким образом, для поиска информации и дальнейшего исследования темы о братских захоронениях в селе Лютово использованы разные источники и литература.


I.  Основная часть. Развитие авиации в Ярославском крае в годы Великой Отечественной войны и судьбы летчиков, погребенных в братской могиле села Лютово.


1.1. Изучения и анализ результатов исследований краеведов Мокеевской школы.

Краеведы нашей школы на протяжении многих лет занимались поиском информации о братских захоронениях в селе Лютово. Нашими предшественниками собран большой материал. В начале своего поиска в 1970-е годы они считали, что в братской могиле на территории Лютовского сельсовета захоронено два человека. Широкой огласки этого события, видимо, не было вообще. Поиск документов вызывал серьёзные трудности. Руководитель группы «Поиск» Мокеевской школы-новостройки учитель географии Чумакова Валентина Анатольевна установила контакт с женой майора Рыцарева Н.А. Натальей Павловной. Рыцарева Н.П. поделилась фотографиями из семейного архива и рассказала ребятам биографию мужа.
Рыцарев Н.А. фото из семейного архива,1939 год.
Вот что им удалось узнать: Он родился 23 марта 1914 года в городе Истра Московской области. Учился в школе хорошо. Он говорил: «Всегда буду говорить своим внукам и правнукам: «Учитесь, учитесь до конца. Не бросайте школу, не окончив её».
Выпускник Оренбургского летного училища Николай Рыцарев в полку дальних бомбардировщиков на Дальнем Востоке принимал участие в Халхингольских событиях, в финской войне. Начало Великой Отечественной войны он встретил под Новгородом. Капитан Н.А. Рыцарев в числе других экипажей первым взлетел в ночной боевой полет на вражеский Кенигсберг. Николай Александрович был заместителем командира эскадрильи в 53 авиаполку. Он большой оптимист с открытой душой, с приятной веселой улыбкой на лице. Любил он летать и летал мастерски. Капитан Рыцарев был замечательным командиром-новатором. Он первым в полку на своем самолете Ил-4 с винтом новой конструкции довел боевую нагрузку на самолет до 2500 кг, тогда, как нормальная нагрузка равнялась только 1000 кг. Об этом вспоминали его фронтовые друзья, писали в письмах школьникам, опубликовали две статьи в газетах о его боевом пути. С 1942 года Рыцарев Н. А. был направлен в сформированный 455 авиаполк 36-й авиационной дивизии дальнего следствия, который базировался на аэродроме Туношна и назначен командиром первой эскадрильи.
Рыцарев профессионально готовил к боевой работе молодые экипажи, вылетая на проверку техники пилотирования летчиков, он был не только опытным инструктором, но и воспитателем. Участвовал в перегоне самолетов из Комсомольска-на-Амуре. 
Краеведами школы в 1980-е годы было установлено, что бесстрашный асс, майор Рыцарев погиб трагически 7 июля 1943 года. Самолет упал на поле около деревни Мужево, примерно, в 2-3-х километрах от села Лютово. Этот случай привел к потере замечательного воздушного бойца, командира Рыцарева и его экипажа. Краеведы школы долгое время вели переписку с однополчанами Николая Александровича Рыцарева, в том числе с учеником майора Героем Советского Союза Иконниковым Владимиром Дмитриевичем, с преподавателем ИВВАИУ г. Иркутска Сергиенко А.М., с членом его экипажа, штурманом капитаном, автором книги военных мемуаров «По приказу ставки» Крыловым Алексеем Ивановичем. Было установлено, что вместе с майором Рыцаревым погибли старшие сержанты Петров Иван Фёдорович и Габдрахманов Шакирзян Габдрахманович
Петров И.Ф., 1941 год.
Габдрахманов Ш.Г., 1941 год.
Этот факт подтверждается фотоматериалами, полученными от вдовы майора. На фотографиях, которые выслали вдове майора Рыцарева его однополчане, запечатлены траурные минуты выноса тел из клуба села Туношна и похорон погибших лётчиков на кладбище села Лютово.
Похороны на кладбище села Лютово (по центру гроб с телом майора Рыцарева Н.А., справа – Петрова И.Ф., слева с забинтованной головой – Габдрахманов Ш.Г.).
В документе из архива - поимённом списке безвозвратных потерь - указываются три лётчика 455 авиаполка: Рыцарев Н. А., майор, командир АЭ; Петров И. Ф., ст. сержант, лётчик; Габдрахманов Шакирязян Габдрахманович, сержант, стр. радист.
Именной список безвозвратных потерь начальствующего состава частей 36-й авиационной дивизии дальнего следования за время с 1-го по 10-ое июля 1943 года.

Краеведами школы была установлена связь с сестрой и матерью погибшего лётчика Петрова И.Ф. Они тогда проживали в городе Тамбове.
В начале XXI века краеведы вновь вернулись к этой теме. Продолжили поиск и нашли на сайте «Мемориал» сведения о красноармейце Царёве Александре Андреевиче, который 20 августа 1943 года утонул в реке Волга и погребён в селе Лютово. Могила находится рядом с братской могилой лётчиков. Мать Царёва А.А. сообщила в письме краеведам школы, что знает о месте захоронения сына – в селе Лютово. Было установлено, что в ней покоится Чубаров Семён Ефимович. На электронном архиве «Память народа» были получены скудные сведения о нём. В его карточке указан его год рождения, 1907, и воинское звание – гвардии красноармеец. Ребята дважды обращались в ГАЯО, где им ответили, что сведения о захоронении лётчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны, хранятся в Центральном архиве Министерства Обороны РФ, который располагается в городе Подольске. Сделали запрос в данный архив и получили отрицательный ответ.
Фотографии надгробных плит братских могил 2020 год. Фото автора.

Таким образом, на кладбище села Лютово находятся две братские могилы. В одной из них покоится прах экипажа майора Рыцарева Н.А., а во второй похоронены два красноармейца. Мы предполагаем, что если они похоронены рядом с лётчиками Туношенского аэродрома, значит, они могли служить на аэродроме. Но лётчиками, быстрее всего не были.
При анализе предыдущих работ мы получили достаточную информацию о братских захоронениях в селе Лютово, но обнаружил некоторые неточности:
1.     В работе у ребят указывается, что Рыцарев Н.А. награжден двумя орденами Красной Знамени, а в электронном архиве «Мемориал», который основан на подлинных документах ЦАМО. Имеются две карточки о награждение его орденом Красной Звезды и орденом Красного Знамени [13].  К одной из наград прилагается описание заслуг летчика [13].
Заслуги Н.А. Рыцарева. ЦАМО. Фонд 33. Опись 682524. Единица хранения 145. Описание подвига и заслуг (из электронного банка «Подвиг народа»).
2.     На надгробных плитах на кладбище допущена ошибка: в экипаже Рыцарева Н.А. вместо Габдрахманова Ш.Г. указан Чубанов С.Е. Эту неточность надо исправить.
3.     О причине падения самолета у деревни Мужево дают не уточненную информацию.    

1.2. Аэродромы на территории Ярославской области в 1942-1945 годов и события, связанные с ними.

Мы решили узнать краткую историю Ярославских аэродромов, построенных в годы Великой Отечественной войны. Предположили, что это как-то связано с самолётом, который потерпел крушение в д. Мужево Ярославского района в июле 1943 года. На сайте «От аэродрома – до «Аэропарка»: как военные летчики сражались за светлое небо над Ярославлем» [12] читаем: «Ярославль — город трудовой доблести. Это звание городу Ярославлю было присвоено указом президента — «за обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность». Немногие жители Ярославской области и жители самого города Ярославля знают о том, что в 1942 году на месте погоста церкви Ильи Пророка в Дядькове был создан военный аэродром. Главной его целью было переоборудование поступавших по ленд-лизу с Аляски в Ярославль американских самолётов-бомбардировщиков Boston A-20G». Наша Мокеевская школа находится в непосредственной близости к району Дядьково города Ярославля. На машине до этого мы доезжаем за 20 минут. Мы решили провести опрос среди педагогов и обучающихся нашей школы, составили короткие вопросники (Приложение 10,11), раздали их в классные коллективы и получили неутешительные данные. О происхождении названия района Сокол в Ярославле из 69 опрошенных обучающихся не знают 99% (Приложение 12). Среди педагогов из 16 человек знают только 3 (Приложение 13). Об основание аэродромов в Ярославской области в годы Великой Отечественной войны тоже слабые знания. Во-первых, 35% респондентов не знают даже об открытии аэродрома в Туношне, расположенного в 6 км от нашего поселка. Во-вторых, 26% не указывают год основания аэродрома в Туношне. В-третьих, обучающиеся, участвовавшие в опросе, кроме Туношны и Левцово не знают мест основания аэродромов. Таким образом, авторы выше указанного сайта правы в утверждении, что об аэродроме Левцово ярославцы знают плохо. Значит, наша задача донести до них эту информацию, пока небогатую, но все начинается с малого.
По сведениям сайта «Ярославский авиатор 76» [11] в Ярославском крае в годы Великой Отечественной войны действовали военные аэродромы у села Рыбницы (сейчас Некрасовский район), у деревни Якушево (Рыбинский район), у деревни Исанино (Рыбинский район) и где-то рядом с г. Мышкин (точной информации не имеем). Больше информации есть о двух аэродромах – около села Туношна и в Дядьково. При изучении судьбы летчиков, погибших у деревни Мужево, краеведы нашей школы отмечали, что Рыцарев Н.А. и его экипаж участвовали в перегоне самолетов, передаваемых по ленд-лизу. О том же говорил родственник старшего сержанта Габдрахманова Абдрахманов Р.Т., приехавший в 2010 году на братскую могилу в селе Лютово. На сайте «Ярославский авиатор 76» [11] отмечается, что без предварительного переоборудования полученных самолетов их использовать в боевых вылетах было нельзя. На аэродроме в Дядьково в носу самолета вместо испанских счетверенных пушек Hispano-Suiza (на них попросту не было боеприпасов) устанавливали прицел для бомбометания и кабину штурмана. А американские пулеметы Colt-Browning 12,7мм меняли на советские пулеметы Березина того же калибра. Аэродром имел взлетно-посадочную полосу и рулежки с покрытием из железа. Со стороны железной дороги проходила грунтовая запасная взлетно-посадочная полоса. Сейчас вместо взлетной полосы на этом месте — проспект Фрунзе. Между грунтовой ВПП (взлётно-посадочная полоса) и железной дорогой находились капониры (полигонный фронт – фланкирующее сооружение для ведения флангового огня по двум противоположным направлениям) для самолетов. Со стороны поселка размещалось стрельбище. Личный состав жил в небольшом гарнизоне «Сокол». Первые жилые дома на территории микрорайона Сокол появились в начале 1930-х годов. Их строили для военных летчиков, которые работали на аэродроме в Дядьково. В то время летчиков обычно называли «Соколами». От этого произошло название района города - Сокол. В послевоенные годы построили еще два поселка – Сокол 1, Сокол 2. В 1960 был закрыт военный аэродром. В 1980-х годах аэродром прекратил свое существование, чуть позднее началась комплексная застройка Фрунзенского района города Ярославль. «Вместо гарнизона «Сокол» — одноименный жилой квартал, но память о подвигах ярославцев впитала не только земля, но и люди, живущие и создающие свою — новую! — историю» [12].
Оба аэродрома, по сведениям «Ярославского авиатора 76» [11] были созданы в 1942 г. Известно, что многие наши земляки в 1942 году участвовали в строительстве дороги Ярославль-Кострома и Туношонского аэродрома. Среди них Валентина Федоровна Румянцева (в девичестве Боброва). Валентина Федоровна работала бригадиром. Ее бригада состояла из 15 человек. За хорошую работу ее премировали скатертью. В преддверии Дня Победы в аэропорту Туношна открылась мемориальная доска в память о подвигах экипажей военной авиации, базировавшихся на ярославском аэродроме и совершавших отсюда боевые вылеты (Приложение 15). На мемориальной доске увековечена память о 109 и 455 авиаполках дальнего следования, о 679 и 716 бомбардировочных авиаполках, 118 и 119 дальнеразведывательной эскадрильи; 121 авиаполке связи и 81 санитарном авиаполке.
455-й авиационный «Смоленский» Краснознамённый полк Дальнего Действия, с которым связаны судьбы летчиков, погибших около деревни Мужево, 21 марта 1942 года на основании Постановления № ГКО-1392сс (Государственный комитет обороны) от 5 марта 1942 года был создан из бомбардировочного авиационного полка. Нахождение в строю: с 21 марта 1942 года по 19 августа 1944 года (883 дня). Как уже было сказано выше, он базировался на аэродроме у села Туношна.
В составе дивизии:
С 18 августа 1941 года по 23 августа 1941 года – в составе 26-й дальней бомбардировочной авиационной дивизии.
С 23 августа 1941 года по 21 марта 1942 года – в составе 133-й дальней бомбардировочной авиационной дивизии.
 Командир полка: Майор Артёмов. Военный комиссар полка: Батальонный комиссар Орлов.
 Командир полка: Подполковник Чеботаев Григорий Иванович – с мая 1942 года по апрель 1944 года. Подполковник Трехин Василий Алексеевич – с апреля 1944 года по 19 августа 1944 года.
Участие в операциях и битвах:
Иранская операция «Согласие» – с 25 августа 1941 года по 17 сентября 1941 года.
Калининская операция – с 10 октября 1941 года по 7 января 1942 года.
Тихвинская операция – с 16 октября 1941 года по 30 декабря 1941 года.
Демянская операция – с 7 января 1942 года по 21 марта 1942 года.
Проводка караванов в Заполярье – с 20 мая 1942 года по июнь 1942 года [10].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года 455-й авиационный полк Дальнего Действия награжден орденом «Боевого Красного Знамени».
Послевоенное время многие летчики проводили службу на аэродроме Туношна и Дядьково, в том числе Борис Валентинович Волынов, в последующем летчик-космонавт СССР.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны в Ярославской области действовало несколько военных аэродромов. Они находились в Рыбинском, Мышкинском и Ярославском районах.



1.3. Поиск причины падения самолета у деревни Мужево (июль 1943 года).

Самый сложный для нас в изучении этой темы оказался вопрос о причине гибели лётчиков. Самой правдоподобной сейчас нам кажется версия об испытании самолёта после его переоборудования. Теперь мы знаем, что самолеты по ленд-лизу доставлялись на аэродром в Дядьково, и там производилась замена некоторого оборудования. Перед отправкой самолетов для участия в боевых операциях, естественно, переоборудованные самолеты должны были пройти проверку. Чтобы утвердиться в правильности нашей версии, мы пытались найти в книге вылетов запись о полете экипажа майора Рыцарева Н.А. 7 июля 1943 года. Наш поиск пока не увенчался успехом. Эта работа очень длительная и кропотливая. Оказывается, занимались не только мы. В интернет источниках мы нашли данные поиска Владимира Савончика. Автор указывает, что данный список уточняется. Мы не нашли в нем интересующих нас имен. Большинство летчиков в списке Владимира Савончука погибли в 1942 году. В его документах есть сведения о награждениях в том числе и Рыцарева Н.А., а также есть и выписка из Всероссийской книги памяти: «Рыцарев Николай Александрович. (1914-1943, Ярославская область, Ярославский р-н, село Макеевское, братская могила.) майор. В Вел.Отеч. войну умер. Место захоронения Ярославская область, Ярославский р-н, село Макеевское, братская могила. [КПЯО, том 6, стр. 605]». В данной ссылке автора допущена ошибка в указании населенного пункта, в котором находится братская могила. Дело в том, что в деревне Мокеевское кладбище никогда не было, оно находится в селе Лютово. Мы обратили внимание на то, что причина потери члена личного состава полка указана «умер». Эту же причину мы нашли в электронном архиве «память народа» у другого члена экипажа майора Рыцарева. Всегда во время потерь в боевых действиях в карточках личного состава причина указывается «погиб в бою». Значит, летчики, погребенные в братской могиле села Лютово, погибли не в бою, а во время испытание самолета после ремонта. Данная информация уточняется. Книга вылетов изучается. Для нас самое важное сохранить добрые имена защитников отечества в памяти народов.


1.4. Сохранить в памяти потомков.

В преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов краеведы МОУ Мокеевской СШ ЯМР на протяжении нескольких лет активно участвовали во многих проектах и акциях патриотической направленности. В том числе во Всероссийском проекте «Лица Победы» и акции «Горсть Памяти». Результат их видели в новостях, на сайте военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот». Но очень хотелось видеть свой вклад в большое общее дело Всенародной Памяти воочию. И вот 7 октября 2021 года Администрацией и Управлением молодёжной политики, спорта и туризма Ярославского муниципального района была организована поездка в парк «Патриот», участниками которой стали краеведы группы «Искатели» Мокеевской школы. Большое впечатление произвёл величественный храм Воскресения Христова, «одетый» в защитный военный цвет. Необычно для православно человека, но ведь это Главный храм Вооруженных сил Российской Федерации, посвящённый не только 75-летию Победы, но и всем ратным подвигам защитников нашей страны. Рядом с храмом находится музей «Дорогами памяти». Протяжённость его 1418 шагов. Каждый наш шаг по нему – один день тяжелой, кровопролитной войны. Именно в этом музее в ленту Памяти вошли фотографии и информация и о наших земляках – защитниках Отечества, которую вносили краеведы на сайт проекта «Лица Победы», более ста имён жителей Лютовского края и своих родственников, призванных на фронт с других территорий. Момент поиска родных людей и земляков – трогательный момент.  Действительно Святая Память Народа.
Вдоль здания музея «Дорога Памяти. 1418 шагов к Победе» на постаментах размещены около 15 000 гильз с землей с мест захоронения воинов из более 44-х стран мира. На 097-ом постаменте – гильза с землёй, набранной нашими краеведами с братского захоронения лётчиков в селе Лютово Ярославского района, Ярославской области.
Вдоль здания музея «Дорога Памяти. 1418 шагов к Победе» на постаментах размещены около 15 000 гильз с землёй с мест захоронения воинов из более 44-х стран мира. Фото Мякиной В.В.
Вечная Слава и Память защитникам родной земли… На это место Всенародной Памяти о защитниках Отечества обязательно приедут другие наши краеведы, которые тоже внесли свою маленькую лепту в великое всенародное дело, другие ученики нашей школы, родные люди тех, чьи имена навечно занесены в бесконечную ленту Памяти Народной.


II.  Заключение.

В ходе нашей исследовательской работы мы произвели анализ работ краеведов по интересующей нас теме. Собрали новый материал, раскрывающий для потомков историю развития авиации в Ярославском крае и судьбы летчиков братской могилы села Лютово. Нам удалось установить факты строительства аэродромов на территории Ярославского края в годы Великой Отечественной войны. Изучили краткую военную историю 455 авиационного полка. Проведенный нами опрос обучающихся и педагогов показал, что знания по развитию авиации в крае очень слабые. Значит, наша работа поможет этот пробел восполнить.
Мы высказали версию причины падения самолета в районе деревни Мужево 7.07.1943 г. И попытались документально ее подтвердить. Считаем что это не совсем убедительно, поэтому поиск будет продолжаться. Собранную нами информацию мы сделаем доступной для всех через сети и средства массовой информации, чтобы привлечь внимание заинтересованных лиц к участию в поиске.
Мы благодарим за помощь и консультации исполнительного директора Серова Андрея Валентиновича, и прекрасную экскурсию на аэродроме «Левцово». Думаем что к этой теме мы обязательно вернемся. 
В нашем школьном музее боевой славы открылся новый раздел «Дорогами, ведущими к Победе», посвященный братскому захоронению летчиков в селе Лютово. Он будет дополнен новыми материалами из нашего исследования.

Литература и источники

1.     История Ярославского края (1930 – 2005гг.): Учебное пособие / Рязанцев Н. П., Салова Ю. Г. - Ярославль/ Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский дом печати», 2005. 280 с., ил.
2.     Рязанцев Н. П., Федорчук И.А. Очерки истории Ярославского края с древнейших времен до наших дней: Учебное пособие для учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ. – Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2007. - 344 с.   
3.     Страницы истории Лютовского края./Составители: Мякина В.В., Колчин Д.В. – Ярославль: ООО Компания «АС». 2014. – 120 с.
4.     Ярославский район: страницы истории. Ч. 3. ХХ век: Учебное пособие / Н.П. Рязанцев, В.М. Марасанова, Ю.Г. Салова; отв. ред. А.М. Селиванов / Яросл, гос, ун-т. Ярославль, 1999. 196 с., ил.
5.     ЦАМО. Картотека награждений, шкаф 16н, ящик 5. Общие сведения. Н.А. Рыцарев.
6.     ЦАМО. Фонд 33. Опись 682524. Единица хранения 145. Описание подвига и заслуг. Н.А. Рыцарев.
7.     ЦАМО. Фонд 33. Опись 682525. Единица хранения 9. Ко 2. Награда. Н.А. Рыцарев.
8.     ЦАМО. Фонд 22056. Опись 436509с. Единица хранения 2. Причина гибели. Майор Н.А. Рыцарев.
9.     ЦАМО. Фонд 22056. Опись 436509с. Единица хранения 2. Учётная карточка И.Ф. Петрова.
10. http://parnasse.ru/prose/essay/history/455-i-dalnii-bombardirovochnyi-aviacionyi-polk.html
11. https://aviator76.ru/dyadkovo
12. https://www.yarnews.net/news/show/yaroslavl/56717/ot_aerodromado_aeroparka_kak_voennye_letchiki_srazhalis_za_svetloe_nebo_nad_yaroslavlem_.htm
13. https://pamyat-naroda.ru/
Примечание: копии документов с порядковыми №5 – 9 взяты из  электронного банка документов периода Великой Отечественной войны - Память народа, который
составлен по материалам Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО).